0
923
Газета Стиль жизни Интернет-версия

08.09.2001 00:00:00

Уже "проходили"

Тэги: страна, революция, выход


ДА, ЕСЛИ мы идем вперед, а не пятимся назад, то нельзя воспринимать и излагать все случившееся как едва ли не национальную катастрофу, затянувшуюся на десять лет. Историкам стоило бы в первую очередь объяснить юным читателям, что в стране назрела и произошла революция, а легких выходов из революции просто нет; что очень многое из того, что случилось, произошло не вдруг или просто по чьей-то "дурости", и тем более - не вследствие козней "злых сил" или "агентов влияния", а было подготовлено предшествующим ходом нашей истории. Увы, иным разделам учебников по самой новейшей истории России остро недостает именно историзма. Впрочем, как и министрам, берущимся учить историков с телеэкрана их ремеслу! Ведь применительно к нашей истории за пределами последних десяти лет у людей власти и тех, кто рядом, скажем, по наследственной семейной "любви", в моде сейчас сожаления об утраченных "мощи", "величии" и "гармонии". Что же им теперь удивляться, что после таких "утрат" возобладало "нигилистическое" видение прошедших десяти лет? И где же логика? Где связь времен? Пора бы вспомнить, что цели нынешних реформаторов в общем виде были вполне отчетливо сформулированы еще двести лет назад их предшественниками - "молодыми друзьями" и либеральными советниками императора Александра I. Среди них самый яркий - Михаил Михайлович Сперанский, кстати, тезка нынешнего премьера! И как бы ни складывалась впоследствии наша история, ей тогда уже были даны и новая точка отсчета, и ориентир на будущее, которыми не следовало бы пренебрегать и в ходе ее школьного изложения.

Кстати, о какой это "новейшей истории" говорили министры? (И конкурс уже объявили на лучший учебник.) Неужели о той, которую они еще за партами читали вслух в годы пресловутого "застойного" времени? Если так, то точкой отсчета и ориентиром для них и доныне - Октябрь 17-го?! Либеральные реформаторы - "родом из Октября"?! Но это мы уже "проходили" на заре горбачевской "оттепели".

Оставаясь в плену иллюзий первых строителей "земного рая", писавших историю с чистого листа, их духовные наследники предаются теперь истерике по поводу "очернительства" неудавшегося "черновика"!

Не пора ли с учетом лимита предлогов и суффиксов для выражения превосходной степени обратиться к европейской категории современности, восходящей к эпохе Просвещения и понимаемой в масштабе исторической длительности. Тогда одной из зримых точек отсчета истории современной России станет, с одной стороны, явление фигуры Сперанского, завещавшего нам идеалы правового государства и гражданского общества; с другой - рождение нового русского языка и зрелой национальной литературы, воплощенных Пушкиным и его эпохой. С ними не пропадем.

Политика и культура - обе эти "стороны" истории равнозначны. Наша жизнь и теперь, и двести лет назад не сводима к "реформам и контрреформам", следовательно, и "политика" не должна бы доминировать в школьном курсе.

Сама же политическая история в ее традиционном изложении - история верхов и масс: царей, генсеков, президентов, дипломатов да генералов и ведомых ими народов - это расслабляющая история, своего рода наркотик. Окунаясь в такое прошлое, рядовой человек порой ощущает себя подавленным его "мощью" и чаще всего - безответственным.

Приблизить историю к человеку, помочь ему осознать себя ее действующим лицом, увидеть значимость "малых дел" и неординарность "рядовых" судеб, ощутить "кровную" связь с прошлым через семью, род, малую родину и, таким образом, осознать, наконец, свою ответственность за отечественную историю - вот задачи школьного курса!

А что же делать нашим высшим чиновникам?

Первый совет - разберитесь сначала в себе и между собой! В то время как одни "главные начальники" говорят о недооценке эпохи демократических перемен, другие умиляются Сталину в издаваемых под их главенством учебниках! Где же логика, господа-товарищи?

Второй и главный совет: не устраивайте показательные "учения" для ученых! Хватит! Это мы уже "проходили". Лучше не вспоминать. Займитесь своим прямым делом: помогите, например, педагогам, не только повышая зарплату, но и освобождая их от бесплодного "бумагописательства" и вообще назойливой опеки со стороны подведомственных вам же низших "начальств". Когда ученые и педагоги станут трудиться нормально и жить достойно, пользуясь уважением в обществе, тогда и "нигилизма" поменьше будет, и не только в учебниках. Не беглый чиновничий досмотр, а свобода и достаток - лучшие регуляторы образования и науки. В деле же создания школьных учебных пособий важны еще открытость и гласность. Предварительную экспертизу новых учебников по отечественной истории нужно проводить не только за стенами Министерства просвещения, но и, например, за круглым столом российского академического журнала "Отечественная история", в других изданиях, а порой и, развивая инициативу самих министров, на главных телеканалах страны (есть же у нас телеканал "Культура"!) с участием ученых и деятелей искусства, учителей и учащихся.

Напоследок - один исторический урок.

Летом 1893 г. в одном из императорских дворцов Петербурга состоялся примечательный разговор о воспитании августейших детей. Собеседниками были профессор истории Василий Осипович Ключевский и министр императорского двора Воронцов-Дашков, личный друг Александра III.

Знаменитый историк, призванный к исполнению новой для него роли наставника великого князя Георгия Александровича, тотчас же поинтересовался у министра мерой отводимой ему свободы и услышал в ответ: "Вы должны помнить, что вы - профессор и преподаете, что находите нужным. Делайте, что следует делать, а что из этого выйдет, за это вы не отвечаете... Надобно рассеять мнения и предубеждения самоуверенного невежества: "Конституция - нелепость, а республика - бестолочь". У России общие основы жизни с Западной Европой, но есть и свои особенности. Что теперь несвоевременно, то еще нельзя назвать нелепостью..."

В этом наставлении для наставника бросается в глаза не только сам ход рассуждений, шедших вразрез с псевдорусской, "самобытнической" риторикой последних царствований, но и выраженное со всей определенностью доверие к ученому, признание самоценности его ремесла. В готовности даже неограниченной власти к самоограничению в тех случаях, когда речь заходила о разделении неполитических функций, - секрет ее уживчивости с яркими явлениями русской культуры, науки и просвещения. Европейская траектория исторического движения империи предопределила и такую особенность политического мышления ряда представителей ее правящей элиты, как довольно четкое различение между "всегда нелепым" и "сегодня несвоевременным".

Утрата исторической перспективы, основой которой служило наблюдение уже обретенного Европой реального опыта, открыла дорогу для ретроспективных утопий. Выход из модернизационных конфликтов стали искать в имитации диалога с патриархальным народом, "простыми людьми", последним среди которых был Григорий Распутин.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1893
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4525
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2467
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2821

Другие новости