0
1309
Газета Стиль жизни Интернет-версия

12.08.2002 00:00:00

"Мы больше не будем неграми..."

Тэги: габон, африка


О Габоне, отмечающем скоро очередной день своей независимости, мы знаем, пожалуй, меньше, чем о любой другой африканской стране. А то, что знаем, не всегда достоверно. Точная численность населения остается загадкой даже для скрупулезных экспертов ООН. Она колеблется в значительных пределах - от 800000 до 1400000 жителей.

Такой разброс можно объяснить двумя причинами. Во-первых, в Габоне работает много иностранцев - до одной пятой всего населения. Одни из них находятся здесь официально - преподаватели, врачи, квалифицированные рабочие. Но много больше нелегалов, от которых, как считают местные жители, все беды. "Конечно, габонцы тоже не такие белые, как снег, - самокритично признают они. - Но кража автомобилей, разбой, терроризм - дело рук пришлого люда". Во-вторых, в непроходимых лесах Габона, занимающих три четверти территории, обитают пигмеи и другие племена, которые не терпят чужаков и никогда не позволят себя пересчитывать.

Столица Габона - Либревиль (в переводе с французского - "свободный город"), хотя сами габонцы чаще называют ее также на местном наречии - Нпунгу. Когда ходишь по улицам габонской столицы, не верится, что находишься в Африке. Ультрасовременные здания банков, отелей, магазинов с приветливым названием "Мболо" ("здравствуйте" на языке фанг), дорогие автомобили словно вырвали пятачок земли у девственного леса и поставили его в один ряд с европейскими столицами мира. Сейчас Либревиль считается одним из самых дорогих городов мира - сразу после Токио, Осака-Кобе и Гонконга.

Город расположен на побережье Гвинейского залива. Можно идти бесконечно долго по узкой полоске пляжа, наслаждаясь солнцем, морем и пальмами. Не зря французы еще в XIX веке облюбовали эти места. Хотя их привлекали скорее не красоты этих мест, а нефть, которая в буквальном смысле была у габонцев под ногами, редкие породы древесины, марганец и уран. Жители Либревиля общительны и приветливы. Жаль только, что очень мало знают о нас, русских. Одна габонка, например, была весьма удивлена, узнав от меня, что русские говорят на русском языке, а не на китайском, в чем она была убеждена до нашего разговора. Видимо, что-то слышала об объединяющем обе страны социалистическом прошлом.

На фоне соседей - Республики Конго, Камеруна и Экваториальной Гвинеи - Габон, получивший независимость в 1960 году, - преуспевающая страна. Уровень дохода на душу населения, по официальной статистике, превышает 4000 долларов - вчетверо больше, чем в большинстве африканских стран. Вплоть до начала XXI века Габон называли "эльдорадо", "эмиратом" Центральной Африки, оазисом стабильности и гаванью мира, для которого характерно отсутствие потрясений на протяжении длительного времени. В то время как в различных регионах Тропической Африки возникают межэтнические конфликты, выливающиеся в затяжные войны, умирают от голода и болезней сотни тысяч африканцев, в Габоне царят мир и спокойствие. А мир, как известно, позволяет работать, учиться, планировать свою жизнь, а предприимчивым людям вести безбедное существование. Власть остается предсказуемой, что делает страну привлекательной для бизнеса.

В этом немалая заслуга 67-летнего президента Эль Хаджа Омара Бонго, который год назад впервые побывал в нашей стране с официальным визитом. 34 года, проведенных на высоком посту, сделали его старейшиной среди лидеров африканских стран. Бонго - человек, заслуживающий уважения. Он вывел страну из кризиса, объединил нацию, предпринял усилия для решения социально-экономичесикх проблем. Одно из слагаемых успеха, бесспорно, то, что Бонго никогда не подвергал Габон социалистическим экспериментам, захлестнувшим в свое время Африку.

У многих африканских племен, когда рождается ребенок, ему дают попробовать мед и полынь, чтобы он знал, что в жизни его ждет и сладкое и горькое. Президенту пришлось отведать и то и другое. Сейчас его руку украшают часы, усыпанные бриллиантами, а покрытые лаком ногти и элегантный костюм европейского покроя придают ему аристократический лоск. Габонский президент богат. И не стыдясь этого, он говорит, что за все в жизни надо платить дорого. Причем с умом. Бонго не раз напоминал своему нефтяному министру Полю Тунги, бывшему преподавателю математики: "Считай и пересчитывай, сколько стоит баррель нашей нефти, сколько мы получили прибыли и сколько у нас украли!"

Но бывали и другие времена. Будущий президент родился в многодетной семье. А как известно, в больших семьях дети раньше взрослеют, приобретают самостоятельность. Когда ему исполнилось семь лет, умер отец, а в возрасте десяти лет он потерял мать. (Кстати, в столице есть клиника, которая носит имя его матери - Жанны Эбори.) Но одиноким Альберт не остался и считает свое детство счастливым. "У нас не бывает сирот, - говорят африканцы, - обязательно кто-то берет ребенка на воспитание". Вот и его тоже взяли в свою семью и воспитали братья из Браззавиля (Республика Конго). По-разному жилось Альберту, приходилось даже голодать, на что он никому не жаловался. Потом была школа и лицей во Франции, где ему предложили стать французским гражданином, и он с радостью согласился. "Мы будем жить, как белые люди. Мы больше не будем неграми", - однажды заявил он.

Сделать скачок в экономическом развитии Габону позволили его богатые природные ресурсы, и прежде всего нефть. Однако в последнее время специалистами все чаще высказываются опасения в связи с истощением ее запасов. Как и все нефтяные государства, Габон страдает оттого, что нефть занимает превалирующее место в его экономике. Нефтедобыча обеспечивает сегодня 50-60 процентов ВВП страны. Иллюзия того, что богатства неисчерпаемы, наблюдалась в Габоне до начала 90-х годов. Потом власти стали осознавать несовершенство экономических структур и всерьез задумались над диверсификацией экономики, создании соответствующих органов, которые могли бы обеспечить стране экономическое равновесие.

Поскольку нефть, как и другие национальные богатства, в частности марганец, железная руда, уран и лес, экспортировались в виде сырья, в стране практически не строились предприятия по их переработке. Министр экономики и финансов Габона Эмиль Думба, признавая этот факт, говорит: "Сегодня мы страдаем от состояния нашей экономики. Дороги полностью пришли в негодность. Система образования нуждается в преобразованиях. Во многих населенных пунктах нет служб медицинской помощи. Надо изменить менталитет, быть менее расточительными, более предприимчивыми".

Но изменить менталитет, о котором говорил министр, довольно сложно, поскольку в настоящее время число чиновников в государственном аппарате Габона переходит все разумные пределы. К тому же, по оценкам, из 40 тысяч госслужащих 25 процентов представляют собою "мертвые души".

Экономические проблемы, стоящие перед страной, не изменили веселый нрав ее жителей. Собираясь в барах или в гостях, они готовы ночь напролет рассказывать друг другу самые удивительные истории. Истинный габонец всегда рад случаю посмеяться, в том числе и над собой.

Либревиль-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1460
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3765
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2116
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2387

Другие новости