0
6777
Газета Стиль жизни Интернет-версия

18.04.2003 00:00:00

Оператор Никиты Михалкова, и не только

Тэги: оператор, лебешев, михалков


Помнится, на мой вопрос, у кого он учился, Павел Лебешев мгновенно ответил: "Да ни у кого!" И вспомнил забавную историю о том, как был заочником во ВГИКе у Анатолия Дмитриевича Головни, который последние два года считался его единственным мастером и благодаря которому он и получил диплом. "Когда я в очередной раз пришел на сессию, оказалось, что меня в списке нет - отчислили, - рассказывал Павел Тимофеевич. - Пошел к Головне, а он: "Как это, деточка?" Вызвал того, кто это сделал: "Как ты, наглец, мог его отчислить, не посоветовавшись с заведующим кафедрой!" Естественно, меня восстановили. Потом еще три раза отчисляли, пока наконец Головня не предупредил: "Больше к нему не лезьте, это мой личный студент".

Так Павел Лебешев проучился во ВГИКе десять лет: ни одной работы у него не принимали. Потом он позвал Головню на "Мосфильм", чтобы показать "Белорусский вокзал". Тот после фильма вышел весь в слезах и выставил "пятерки" за все четыре курса, благословив на диплом.

Это было как раз перед картиной "Свой среди чужих, чужой среди своих". Кстати сказать, сам Лебешев считал "Белорусский вокзал" с операторской точки зрения картиной "неважнецкой". Дело в том, что до нее он снимал смирновскую черно-белую короткометражку "Ангел", долго пролежавшую "на полке", и никогда не работал с цветом. "Белорусский вокзал" тоже собирались снимать на узком экране в черно-белом изображении, но в последний момент Госкино решило, что фильм будет широкоэкранный и цветной, и деваться было некуда. По словам Лебешева, снят он не хуже других фильмов того времени, но это не то, что он хотел. В молодости он довольно долго работал с Андреем Тарковским на фильме "Белый, белый день" - так в первом варианте называлось "Зеркало". Но сценарий закрыли, Лебешеву пришлось уйти, потому что он не мог сидеть без работы. К Тарковскому потом он уже не попал, ушел на "Белорусский вокзал". Этот фильм начинала снимать Лариса Шепитько, но ее вариант закрыли. И только когда к фильму вернулись в варианте Андрея Смирнова, тот позвал работать Лебешева.

Павла Лебешева по праву считают оператором Никиты Михалкова. Они работали вместе начиная с ленты "Свой среди чужих┘" и закончили фильмом "Без свидетелей", вернувшись к совместному творчеству через несколько лет - на "Сибирском цирюльнике". Разногласия были "чисто профессионально-производственные", осложненные еще и усталостью. "Все, что мы там делали, мне не нравилось, - говорил Павел Тимофеевич о съемках "Без свидетелей", - а Никите не нравилось, как я к этому отношусь. Ему казалось, что я перестал стараться. А я устал, мне ужасно не нравился сценарий┘ Картина, по-моему, ужасающая. На общем уровне, может быть, и ничего, но для Никиты - самая плохая┘"

"Свой среди чужих┘" произвел ошеломляющее впечатление. В этой ленте уже тогда отчетливо было видно обаяние камеры Лебешева, его неповторимый стиль: романтическая одушевленная среда, сны и грезы, ощущение библейской вечности. В фильмах Михалкова оператор, условно говоря, передал трепет листьев и движение капель росы, создал подробный, гармоничный мир. Свет в искусстве оператора, как он говорил, - это основа основ, им можно преобразить все: и форму предметов, и облик интерьера, и настроение пейзажа, и выражение лица. Режиссер может только сказать, что он хочет, а все остальное - дело оператора: как снять, как поставить свет.

В картине "Несколько дней из жизни И.И. Обломова" напряженный баланс душевного смятения и незыблемой, величественной природы удерживается нежными кадрами из детства, в "Неоконченной пьесе для механического пианино" по-рембрандтовски золотисто-коричневая гамма просторной помещичьей усадьбы уравновешена зябкими туманными пейзажами, воздухом, в котором легко дышится.

Зимняя Ялта в "Ассе" Сергея Соловьева производила впечатление будто специально сконструированного холодного пространства. Это был принципиально другой тип экранной реальности - тревожной и отчужденной.

В фильме Георгия Данелии "Кин-дза-дза" Лебешев снял объемный, фактурный, заведомо фантастический мир, в котором живут странные персонажи с минималистским сознанием. Вот как он рассказывал об этом фильме: "Сценарий не был для меня таким уж непривычным - фантастику я всегда любил. Хотя для меня это была реальная история. В сценарии Данелии и Габриадзе все настолько похоже на нашу жизнь, на весь маразм, который нас окружал, на всю эту затхлость и ужас, что у меня не было никаких сомнений: в сценарии было выведено наше общество. В Госкино сидели одни идиоты. На 100 чиновников - 95 идиотов! Но если бы они были нормальными людьми, они бы просто не дали снимать кино. Потому что более антисоветского, революционного - по всем понятиям - сценария я в жизни не читал".

Павел Лебешев всячески подчеркивал главенство режиссера и свою от него зависимость: "Оператор - это невеста. Могут позвать, а могут не позвать. И будешь сидеть без работы. Главный в кино - режиссер. Он читает сценарий, и его дело - снимать или не снимать". Но это, что называется, с жизненной точки зрения. На самом деле, у кого бы из режиссеров Лебешев ни работал, его всегда можно было узнать по стилю, индивидуальному почерку его камеры, "записывающей" на кинопленке пятна света и тени. Он мог работать с кем угодно - даже, как однажды заметил, "с плохим человеком": "Я за свою жизнь не выдержал только одного режиссера. Мне показалось, он чересчур гениален. Ему мама в детстве не уставала говорить о его гениальности. Я ушел с картины. Ушел спокойно, не ругаясь. Просто сказал: я больше не могу".

Какую бы задачу ни ставил оператору режиссер, камера Лебешева, будто сама собой, фиксировала естественный, не зависящий от каких бы то ни было внешних потрясений и величественных событий обыкновенный ход обыкновенной жизни, свидетельствуя о незыблемости бытия. В "Сибирском цирюльнике", скажем, есть момент, когда вдоль строя юнкеров, стоящих на плацу, бойко прыгает воробей. Кажется, что воробей попал в кадр случайно. Но нет: Лебешев снял пять дублей с пятью воробьями, которых выпускали по одному. Трогательная подробность, но кто возьмется спорить, что она лишняя?

Не зря говорят: "Хорошего оператора видно по половине кадра".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
512
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2234
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1465
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1093

Другие новости