0
1242
Газета Стиль жизни Интернет-версия

22.11.2004 00:00:00

«Все Страшилы в гости к нам...»

Тэги: иваново, преображенское, музей, пугало


иваново, преображенское, музей, пугало Заслуженный художник России Елена Пасхина с композицией из серии «Из жизни каркасов».
Фото автора

В селе Преображенском Южного района Ивановской области открылся музей «Пугало огородное». В нем представлены довольно занятные экспонаты. Например, дамочка в черном, лицо закрыто платком, на поясе – сверток в целлофановой обертке. Чтобы не особо пугать посетителей, на пояс «шахидке» подвесили газовый баллончик с надписью: «Антиворобьин».

Компанию «шахидке» подобрали самую подходящую: хронический меланхолик «Наркомучило», обвешанный использованными одноразовыми шприцами, «Путаны с местного Арбата» – румянец во всю щеку, прическа из синтетической мочалки. В кресле развалился «Крутой», сложив пальцы символичным способом. В простенке, отгороженном решеткой, осклабился «Васек» – цепь на шее до паха, четки в руке. С верхушки сухого дерева взирает господин в поношенном фраке – щеголь и виршеплет «Соловей-разбойник». «Ой вы, гой еси, добры молодцы, – читаем на его этикетке, – не ходите в мой зеленый сад, не отдам я вам молодильных яблок»...

Кому пришла в голову мысль всех этих красавиц и красавцев собрать под одной крышей? Авторов идеи искать надо в Южском доме ремесел или даже в кабинетах районной администрации. На конкурс поступило восемьдесят пугал. Не скупясь на выдумку и юмор, азартно делали музей всем районом. «Наркомучило», как и саму кличку, придумали южские детсадовцы, «Васька» – умельцы из исправительной колонии в Талицах. «Шахидку» наряжали без пяти минут профи, будущие мастера иконописи и лаковой миниатюры, студенты Холуйского художественного училища.

Преображенские школьники изучили историческую литературу. В результате получилась у них целая сторожевая застава – два облаченных в мешковину грозных лучника мужского и женского пола. В средневековой Европе, объясняют авторы зрителям, такие стрелки из соломы охраняли от злых духов угодья вокруг замков.

В селе Преображенском, где каждый третий – пенсионер, с огородами полный порядок, сторожить пугалам явно есть что. В одном из огородов была и беседка из хмеля, и цветочные клумбы в старых тазиках, и декоративные арбузы на бельевых палках. На комле подгнившей и спиленной яблони «попозировала» дружная супружеская чета пугал. На дразнилку обижаться, право же, не приходится. Огородный трудяга дело свое знает: на ветру беззастенчиво высунутый ярко-красный язык из сплющенной бутылки из-под кетчупа угрожающе шевелится и хлопает.

Любимцем публики стал сотворенный преображенцами старичок-лесовичок Диодоша. Руки у него – сухие ветки, ноги в настоящих валенках – корни, глаза из пуговиц, усы из пакли. На нем видавшая виды фуфайка, ружьишко за плечом, сделанное из доски, но, как нетрудно догадаться, с намеком: мол, не пугануть ли нам, граждане, по примеру огородников, браконьера в беспризорных наших речных, лесных и болотных угодьях?

Гвоздь программы этого музейного шоу – «Танец на кукурузном поле» из мастерской ярославского скульптора, заслуженного художника России Елены Пасхиной. Почетное место в самом центре зала танцору отведено вряд ли только по соображениям гостеприимства. Зрительская молва в первый же день присвоила ему сугубо неофициальный титул вожака пугал.

Сама Елена Васильевна ничего против этого не имеет. Да, собственно, так оно и быть должно. Ее увешанный колокольцами виртуоз брейк-данса в таком музее, можно сказать, свой парень. Когда на него садятся птицы (проверено автором), он весь звенит, по совместительству неплохо исполняя обязанности садово-огородного сторожа.

То ли в шутку, то ли всерьез Пасхина считает пугала «своим жанром». Изготовитель пугала берет две сколоченные крест-накрест палки и дальше действует, как в детской загадке: «Куртка с Андрюши, брюки с Ванюши, сапожки с Тимошки». И облачение проволочного «танцора» тоже отделано как бы внаброс: гипсом, эпоксидкой, эмалью, обыкновенной веревкой – тем, что у лепщика случайно оказалось по рукой.

Как только Пасхина узнала, что такой музей собираются открывать и не где-нибудь, а в местах ее детства, немедленно дала о себе знать главе Южской администрации Валентине Сысуевой. Послала снимки с новинками – дескать, если подходит, дарю. Посылаем машину, сразу ответила Южа, и приглашаем на открытие музея.

Сюда на каникулы каждое лето родители отправляли Елену в гости к дяде Николаю Дмитриевичу. В том доме в Преображенском давно другие хозяева, а он-то, «Танец на кукурузном поле», оттуда, из детства. Где сейчас пустые поля, тогда кукуруза росла. Как в дремучем лесу, без устали гоняли с подружками по чащобе, пугая самих себя «странными дядьками», что прячутся где-то в зарослях.

Те зеленые джунгли Елене Васильевне сниться теперь почти перестали. «К чему бы это?» – иногда задается она таким вопросом без ответа. Дескать, может быть, и танцор, и вся серия «Из жизни каркасов» – не просто отклик ее души на те девчоночьи страхи, но и прощание с ними навсегда?

Про огородное пугало есть пара строк в словаре Даля, но ни единого слова нет про него ни у знаменитых русских историков и фольклористов Афанасьева и Снегирева, ни у современных исследователей. И нигде нет упоминаний о том, когда и почему пугало стало запретной темой. Его прародительница – языческая обрядовая кукла выражала, попросту говоря, извечное стремление человека к хорошей жизни. Но ради достижения такой цели кукла должна была принести в жертву себя, например сгореть на костре, как соломенная Масленица.

Кто-то на свой страх и риск с оберегом не расставался, но в таком случае держать его дома было нельзя, потому что он дух и не принадлежит миру людей. И тогда куклу выставляли куда-нибудь подальше от жилья, на задворки. Возможно, так, на полулегальных началах, и возникли первые огородные пугала. Не потому ли в христианские времена на них всегда искоса посматривали ученые мужи?

Хорошие хозяева самодельных сторожей на зиму на огороде не оставляют. Музейным пугалам предстоит зимовать на людях. Светская жизнь началась у них еще до открытия музея – представились народу в телепрограмме «Большая стирка». А сейчас они включены в программу тура по древним центрам русских ремесел – Шуе, Палеху, Холую. Выпущены фирменные карманные календари музея «Пугало огородное» на 2005 год.

Иваново


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1306
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1497
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1611
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3864

Другие новости