Китайские альпинисты у памятника, воздвигнутого на склоне Эвереста в честь своих соотечественников – участников восхождений на эту вершину.
Фото Reuters
В истории альпинизма немало знаменательных вех и этапных событий. И если 1786 год, когда врач из Шамони Мигель Паккар с гидом Жаком Бальма взошли на Монблан, считается годом рождения мирового альпинизма, а подъем английских альпинистов во главе с Эдвардом Уимпером на Маттерхорн в 1865 году стал началом спортивного альпинизма, то двадцатое столетие стало золотым веком альпинизма высотного.
Начало было положено в 1907 году британцем Томом Лонгстаффом. Под его руководством группа взяла первый семитысячник – пик Трисул (7123 м) в Гималаях. Затем были покорены еще несколько семитысячников, но попытки штурмовать вершины высотой более 8000 метров долгое время не приносили успеха. Очевидно, сказывалась нехватка опыта и знаний, отсутствие необходимого оборудования и тактики. Немаловажное значение имел и психологический барьер: считалось, что на горных высотах более 8000 метров пролегает так называемая зона смерти.
Есть ли страх у альпинистов при восхождении на такие высоты? Интересно мнение первопокорителя Эвереста шерпа Тенцинга Норгея: «Бог – это все равно, что большая гора: к нему надо подходить не со страхом, а с любовью». Местные народности, в том числе и шерпы, считают, что на высоких вершинах обитают боги.
В 1950 году французские альпинисты во главе с Морисом Эрцогом поднялись на Аннапурну (8078 м). Начиная с этого времени за пятнадцать лет в Гималаях и Каракоруме один за другим были покорены все 14 восьмитысячников.
Самый высокий из них является и самым заветным – Эверест. Тибетцы называют его Чомолунгма («Богиня – мать вселенной»), а непальцы – Сагарматха («Властелин неба»). Европейское название гора получила в 1856 году, через четыре года после ее открытия, в честь начальника Геодезической службы Великобритании в Индии Джорджа Эвереста.
Но если труд полковника Эвереста в тяжелейших условиях тропиков принес ему славу и счастливую старость (он женился в 56 лет, имел шестерых детей и умер в Лондоне в возрасте 76 лет), то альпинистов, пожелавших ступить на вершину, ждали суровые испытания.
Первая экспедиция на Эверест состоялась в 1921 году. Группа английских альпинистов ставила себе целью не взять вершину, а только совершить разведку. Отряд во главе с Джорджем Мэллори взобрался по северо-восточному склону на высоту около 6600 м. Это место прозвали Северным седлом. Дальше не пошли. Однако уже на этой относительно небольшой высоте гора взяла первую жертву: опытный шотландский альпинист А.Келлас умер от сердечной недостаточности.
Уже в следующем, 1922 году состоялась новая экспедиция, в которой участвовало много англичан и шерпов. Отряд добрался до Северного седла, а наиболее сильные альпинисты достигли высоты 8200 м. Им оставалось не так далеко до вершины, когда по склонам ниже Северного седла пронеслась лавина и целый океан снега захлестнул шедших попарно носильщиков. Тогда погибли семеро шерпов. Это была, пожалуй, самая крупная катастрофа за всю историю Эвереста.
Через два года англичане и шерпы пришли снова. Второй раз подряд экспедицию возглавил известный альпинист и исследователь Гималаев Чарльз Брюс. Еще в 1892 году он делал восхождения в Каракоруме, а в 1895 году участвовал в первой попытке покорить восьмитысячник Нанга Парбат. После увольнения из армии по состоянию здоровья с рекомендацией врачей вести «спокойный и оседлый образ жизни» возглавил британские экспедиции на Эверест в 1922 и 1924 годах.
И вновь вершина потребовала жертв. Джордж Мэллори – он уже в третий раз поднимался на Эверест – для последнего штурма выбрал себе в партнеры двадцатидвухлетнего Эндрю Ирвина. В своем дневнике Мэллори записал: «В третий и последний раз мы поднимаемся по Восточному леднику, и будь что будет. Мы не ждем милостей от Эвереста...» Оба альпиниста ушли и не вернулись. Через девять лет на высоте 8450 м был найден ледоруб, принадлежавший Мэллори, но тела погибших обнаружить не удалось.
В список жертв Эвереста входят многие выдающиеся альпинисты. Однако встречаются и довольно странные персонажи. Несомненно, одним из таких был англичанин Морис Уилсон. Участник Первой мировой войны, демобилизованный по ранению, он принадлежал к «потерянному поколению» и никак не мог обрести себя в гражданской жизни, брался за разные работы, побывал в США, Новой Зеландии, с небольшим капиталом вернулся в Англию и ушел в богоискательство. Уилсон решил, что с помощью веры и длительного поста можно очиститься от скверны и стать настолько сильным, что по плечу будут любые свершения. Доказательства он пошел искать на Эвересте. Причем в одиночку.
Весной 1934 года, тайно пробравшись в Тибет (разрешения он не получил), Уилсон нанял трех шерпов себе в помощники и пошел на гору. Неопытность, плохое снаряжение, трудности маршрута и непогода заставили его вернуться в Ронгбукский монастырь, откуда брали начало все довоенные экспедиции на Эверест. Обмороженный, измученный, полуослепший Уилсон провел там восемнадцать дней и снова отправился в путь. Шерпы пытались отговорить Уилсона, но тот и слушать не хотел. Добравшись до лагеря на высоте 6400 м, шерпы отказались идти дальше. Тогда Уилсон пошел один. И не вернулся┘ Его тело было найдено через год очередной экспедицией и захоронено в ледовой трещине.
Но рано или поздно на вершину земли должен был ступить человек. И произошло это событие 29 мая 1953 года. Солнечным весенним утром новозеландец Эдмунд Хиллари и шерп Тенцинг Норгей выступили из своего лагеря на штурм вершины. Около полудня, взобравшись на небольшую площадку, они поняли, что идти дальше некуда – подъем закончился. Это и была высшая точка земного шара.
С чего начинается страсть к горам? Тенцинг Норгей поведал забавную историю: «Когда я подрос, было решено, что я должен стать ламой. Меня послали в монастырь, обрили мне голову и сделали послушником. Но скоро один из лам (а они не всегда такие уж святые!) рассердился на меня и ударил по голове дубинкой. Тогда я убежал домой и сказал, что больше не пойду туда. Мои родители всегда любили меня – они не послали меня обратно в монастырь. Бывает, когда я рассказываю эту историю, мои друзья говорят: «А, вот из-за чего ты помешался на горах, – стукнули по голове».
Напоследок приведу слова из песни шерпов о Чомолунгме: «Высоко в горах на зеленых пастбищах пасутся яки, в ледниковых озерах отражаются снежные пики, но выше всех поднимается Мать-богиня вселенной, и яки с удивлением смотрят и не могут насмотреться на величавую красавицу┘»