0
1496
Газета Стиль жизни Интернет-версия

10.08.2005 00:00:00

Время подсыпать Мар

Александр Трифонов

Об авторе: Александр Александрович Трифонов - публицист.

Тэги: саранск, мордовия, мар, обычай


Год назад, 17 июля 2004 года, спустя без малого 400 лет на мордовской земле было проведено очередное всенародное моление, Раськень Озкс.

В Саранске, столице Республики Мордовия, практически не осталось того, что называют национальным колоритом. Поэтому, когда утром я вышел из поезда, то сразу обратил внимание на двух мужчин в красно-белых национальных рубахах. Эрюш Вежай и Андю Петрянь - представители одного из древних волжско-финских народов под общим именем мордвы-эрзян, встречали в этот ранний час приехавших на общенародное моление.

Пункт сбора - здание Фонда спасения эрзянского языка в центре города, который выступил главным устроителем моления. Вскоре была дана команда отправляться в путешествие, и пестрая толпа расселась по автобусам. Началась двухчасовая поездка по бескрайним полям в самую глубь Мордовии, в отдаленный Большеигнатовский район.

О судьбах эрзянского народа и традиции молений (озксов) я разговорился с Эдуардом Моро, сыном известного мордовского поэта Артура Моро. Он специально приехал на этот праздник из Германии. Несмотря на раннюю христианизацию мордвы, начавшуюся вместе с проникновением русского населения и постепенным присоединением мордовских земель к российскому государству, народ сохранял свои верования. В 1629 году был проведен последний всенародный Озкс, после чего подобные мероприятия были запрещены властями.

Однако запрет не мог помешать регулярному проведению сельских молений - велень озксов. Под руководством деревенских старост (прявтов) у священного дерева собиралась вся община и просила помощи у предков и добрых духов.

Наш автобус наконец приблизился к поселку Большеигнатово. Тут же у дороги висел транспарант на эрзянском языке, приветствовавший гостей и участников моления. На главной площади нас встретил организатор Озкса всех эрзян Кшуманцянь Пиргуж, глава Фонда спасения эрзянского языка. Он более десяти лет вынашивал идею проведения нового Раськень Озкса. Вскоре мы отправились в деревню Чукалы, рядом с которой находилось место проведения моления.

До середины XVII века Раськень Озксы принято было проводить один раз в 30-40 лет. Последние праздники проходили около священного камня "Озкс уло" на опушке леса близ Чукалы, поэтому и нынешнее моление проходило именно здесь на специальной поляне. Здесь заканчивались последние приготовления к завтрашнему молению. На Маре - особом насыпном кургане посреди поля - стояла гигантская 3-метровая родовая свеча эрзянского народа - Штатол. На ее изготовление пошло около 300 кг натурального воска.

Рядом с Маром расположился еще один курган. По преданию, его насыпали над могилой эрзян, оборонявших рубежи Московского государства и погибших в битве с ногайцами в XVI веке. На нем, чтобы почувствовать помощь героических предков, собрался Эрзянь атям эзень (Совет старейших эрзян) и до позднего вечера совещался о деталях будущего моления, возрождении эрзянского языка и традиций.

Ночь прошла незаметно, новый день оказался солнечным и безветренным, каким по представлениям собравшихся и должен быть день Раськень Озкс. О начале моления возвестил протяжный звук трубы. Жрица (озава) подошла к Мару с ковшом в руках. В нем горела небольшая свеча. Место проведения обряда огорожено, но зрители все постоянно прибывали, занимая почти всю поляну. Тут были и жители окрестных эрзянских деревень, и горожане, не только эрзяне и мокшане, но русские и татары.

На вершине Мара стояли старейшины. Озава передала огонь и зажгла Штатол. Пламя свечи всех эрзян считается божественным огнем (Пазонь), символом надежды эрзян. Подняв руки к небу, старейшины на миг замирают, замирают и люди. Начинается молитва верховному богу Инешкипазу.

В молитве призываются ушедшие в загробный мир предки. По представлениям эрзян, мир живых и мир мертвых встречаются именно в этот момент, когда оживают души народных героев и приходят на помощь потомкам. Среди почитаемых героев-предков поминается и Василий Чапаев, который тоже был эрзянином.

Обряд совершается по строго определенному еще в древности порядку. Все приходит в движение, люди начинают выстраиваться в гигантскую очередь. Настало время подсыпать священный Мар землей, принесенной каждым с того места, где он родился. В XXI веке этот обычай получил новую трактовку. У эрзян, живущих по всему свету, это действие символизирует единство народа вне зависимости от места проживания каждого отдельного человека. Власти Мордовии с пониманием отнеслись к инициативе граждан о проведении моления, поэтому с 2004 года оно внесено в список официальных праздников республики.

От Мара люди выходят, взявшись за руки, на поляну, образуя огромный круг. Под звуки народной песни людские вереницы закручиваются, словно причудливые нити на гигантском веретене. Так образуется в противоположность Мару мертвых Мар живых.

Наконец Мар живых "разматывается", и люди с удивительно спокойными и счастливыми лицами расходятся по всей поляне. А на пологом склоне ближайшего холма уже раскинуты столы с угощением из местных деревень, открыта торговля мордовской резной игрушкой из села Подлесная Тавла. Наиболее раскупаемой был деревянный старец - охранитель от злых сил.

Самодельное безалкогольное пиво из громадных кувшинов удивительно хорошо утоляло жажду. На тарелках высились горы румяных пирожков, на столах лежал эрзянский хлеб для гостей. А для мужчин во главе столов стояли бутыли с ченькс - эрзянской самогонкой.

"Вы журналист? Из самой Москвы?! Обязательно следует выпить 70 граммов по-нашему, по-эрзянски, за знакомство и на удачу! Ведь семь - священное число!" Мой новый знакомый наполняет стакан прозрачной самогонкой. Наливали, кстати, всем и сколько хочешь, но ни одного пьяного я так и не увидел. Всем полагалось отведать мяса жертвенного бычка, заколотого на рассвете перед молением.

К вечеру народ начал расходится, чтобы собраться на очередной Раськень Озкс ровно через пять лет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1526
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1731
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1837
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4181

Другие новости