0
1726
Газета Стиль жизни Интернет-версия

06.12.2006 00:00:00

Приключения портрета Сталина

Тэги: сталин, портрет


сталин, портрет Со временем диктаторы становятся товаром на художественном рынке.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

Как-то раз мой английский коллега Гилл забрел в лавку старьевщика-антиквара в лондонском предместье. Это было одно из тех заведений, где студенты и молодожены покупают дешевую мебель и иные предметы домашнего обихода. И вот среди рутинной рухляди – дивана 60-х годов, керамической подставки для лампы, клюшек для игры в гольф – он наткнулся на портрет Сталина в маршальской форме с геройской звездочкой на груди.

Находясь в приливе нежных чувств после обильного ланча, Гилл приценился к Сталину и купил его за несколько сотен долларов. А затем... забыл о покупке. И был искренне удивлен, когда спустя две недели в его квартире раздался телефонный звонок и вежливый голос осведомился: «Пожалуйста, скажите, когда мы можем доставить вам вашего диктатора?»

Так дядя Джо поселился у Гилла. В маленькой гостиной портрет Сталина – шесть футов на четыре – приобрел более внушительные масштабы. Сталин, хотя и был в военной форме, выглядел вполне миролюбиво. Строгость черт говорила скорее о его мудрости, нежели о жестокости. Могучая голова на богатырских плечах... Портрет, конечно, писался не с натуры, а с официальной фотографии.

Гилл повесил портрет над своим письменным столом. Вскоре выяснилось, что физиономия вождя вызывает отрицательные эмоции у гостей. Да и сам он, просыпаясь утром и бросая взгляд на Иосифа Виссарионовича, заряжался сплошным негативом. И Гилл решил отделаться от Сталина. Он стал опрашивать своих коллег-журналистов, не хочет ли кто-либо из них обзавестись Сталиным в образе ангела-хранителя. Таких не оказалось. Тогда Гилл полез в интернет – там за Сталина предлагали двух Бобов Диланов, Марка Твена, Гете, Диккенса, Мелвилла и даже пышногрудую красавицу Памелу Андерсон, выдранную из журнала «Плейбой».

К чести Гилла, он не стал обменивать своего Сталина на классиков мировой литературы и старлеток-ню. Вдруг возникшую привязанность к портрету тирана Гилл объяснял весьма сложными эмоциями. Работая над своими статьями, он иногда устремлял взгляд на Сталина, и пробегавшая между ними искра как бы напоминала Гиллу о том, что свобода слова и печати – это не фунт изюма. У него родилась даже идея: если бы Церковь украшала свои чертоги изображениями Вельзевула, то христиане стали бы больше ценить свою религию.

Но всему приходит конец. Наш герой влюбился и вместе со своей герлфренд переселился в новую квартиру. Девушка предъявила Гиллу ультиматум: «Или я, или Сталин!» Гилл дрогнул и предал Сталина. Вождя сослали в просторную квартиру приятеля Гилла по имени Ник, продюсера мюзиклов в лондонском Вест-энде.

Нику портрет Сталина тоже пришелся по душе. Весомо, грубо, зримо он напоминал о разнице между ГУЛАГом и мюзиклом. Однако по прошествии двух лет в мозгах Ника произошел переворот, как если бы он поставил мюзикл на тему о XX съезде КПСС. Ник позвонил Гиллу и сказал: «Забирай обратно своего Сталина, или я его выброшу на помойку!»

Гилл позвонил в известный аукционный дом и спросил, могут ли они включить портрет Сталина в свои еженедельные аукционы. Милая девушка из департамента послевоенного и современного искусства ответила утвердительно. И даже назвала ориентировочную цену – 1500 долларов. Но вскоре та же милая девушка позвонила и поведала Гиллу, что, «к сожалению», Сталин объявлен в их аукционном доме персоной нон грата.

Гилл долго убеждал ее в том, что среди многочисленных преступлений Сталина не было ни одного, направленного непосредственно против этого аукционного дома. Однако милая девушка была тверда, как сталь. «Мы не покупаем и не продаем Сталина», – настаивала она. Гилл решил перепроверить девушку и позвонил в пресс-офис аукционного дома. Там ему подтвердили, что Сталина они не продают. «Таковы наши правила, сэр», – сказали ему, а затем добавили, видимо, чтобы смягчить отказ: «Мы не продаем и Гитлера». Но Гилл не отступал: «А как насчет Мао? Или у вас существуют квоты – сколько людей угробил тот или иной диктатор? А как быть с Наполеоном? С Иди Амином? С Чингисханом? С Нероном? С Усамой бен Ладеном? Или последний проходит у вас в качестве диктатора-подмастерья?»

К разговору подключилась начальница милой девушки. «Итак, вы не продаете Сталина?» – сказал Гилл. «Да, ни Сталина, ни Гитлера». – «Ну а если бы я предложил вам портрет Мао работы Энди Уорхола?» – «Нет... Да. Это весьма интересный момент...»

Еще бы! Ведь речь шла об идоле современного искусства, картины которого продаются за миллионы, десятки миллионов долларов.

«Весьма интересный момент» вызвал у Гилла поток возмущенного сознания. Он возмущался робостью аукционного дома, закованного в смирительную рубашку политкорректности, того самого аукционного дома, который без зазрения совести пускает с молотка тысячи аморальных и оскверняющих святыни картин, ценности, нажитые на эксплуатации и геноциде, иконы, похищенные из церквей, получая за это посреднический процент и от продавца, и от покупателя...

Гилл возмущался и злорадствовал по поводу того, что аукционный дом – эта башня из слоновой кости западной коммерческой цивилизации, пристанище экспертов и эстетов, – испытывает доисторический страх перед портретом мертвого монстра, как перед наскальной живописью в пещере шамана. Еще более злая ирония, впрочем, заключалась в том, что аукционный дом, отпихиваясь от портрета Сталина, будил чувство страха у самого Гилла. Глядя на портрет, он стал замечать усмешку на губах Сталина и издевку в его глазах. И, подстегиваемый сталинской иронией, он вновь принялся за аукционный дом.

«Вы, конечно, знаете, кто такой Сталин?» – спросил он тамошнего эксперта. «Да, знаем». – «И поэтому вы не торгуете его портретами?» – «Да». – «Ну а если к такому портрету Херст пририсует красный нос и подпишет полотно?» – «Вы имеете в виду Дэмиана Херста?» – эксперт сделал ударение на имени и фамилии столпа современного концептуализма, самого скандального и коммерчески успешного художника в мире. «Да, именно его». – «И он согласится на это?» – «Он будет только рад». – «И вы сможете доказать авторство Херста?» – «Я сфотографирую его за этой работой». – «Не можете ли вы немного подождать у телефона?» Через десять минут тот же голос сказал: «Мы будем счастливы продать вашего Херста! Мы это сделаем на более престижном аукционе. И, разумеется, цена будет совсем иной...»

Я не знаю, чем закончилась авантюра Гилла. Но даже прерванный на этом рассказ о портрете Сталина – великолепная притча.

Миннеаполис, США


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
695
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
729
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1011
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
803

Другие новости