Факт остается фактом: согласно генетическим исследованиям, каждое животное, включая плоских червей, может претендовать на свое родство с гомо сапиенс. А свинья и подавно.
Фото Reuters
Достижения современной геномики приводят порой к парадоксальным выводам: каждое животное, включая плоских червей и голубых улиток, может претендовать на свое родство с гомо сапиенс. По крайней мере несколько десятков одинаковых генов можно найти и у тех, и у других, и у третьих. Но один из самых близких наших родственников, как это ни обидно для кого-то звучит, безусловно, свинья.
Судите сами: у человека и хавроньи почти совпадает содержание в крови гемоглобина и белков, размеры эритроцитов и группы крови; свинья, как и человек, всеядна, пищеварение у них (то есть у нас) протекает сходно. Кожа почти как у нас: свинья может даже загорать. Те же особенности в строении зубов, глаз, печени, почек. Свиное сердце весит 320 г., человеческое – 300 г., масса легких соответственно 800 г. и 790 г., почек – 260 и 280 г., печени – 1600 и 1800 г. Более того, болезни новорожденных поросят примерно такие же, как у грудных детей. По данным Института молекулярной биологии РАН, строение молекулы гормона роста свиньи и человека совпадает на 70%. Так что свинья человеку – друг и брат.
«Ученые из израильского института Вейсмана недавно смогли извлечь из человеческого зародыша семи-восьми недель небольшое число специально отобранных клеток и пересадить их в эмбрион 4-недельного поросенка, – рассказывает доктор биологических наук, профессор, старший научный сотрудник РАН Александр Дубров. – Клетки начали развиваться и сформировали полноценно функционирующий орган – почки. Близкое сходство между клетками человека и свиньи позволяет ученым вырастить из поросячьих тканей органы, которые подходили бы и человеку. При этом такая важная проблема, как отторжение пересаженного органа, устраняется».
Но есть и cложности. Свиньи в процессе эволюции «подцепили» много всяческих вирусов, которым вряд ли будет рад человеческий организм. Да и риск отторжения остается. Но перспективы тем не менее хороши, и исследования в этом направлении считаются очень перспективными. А инфекция в органах донора – вещь устранимая. За рубежом уже осознали важность вопроса и создали особые трансгенные свиные фермы.
«Ученые сегодня подтверждают: даже у обезьян нет такого количества совпадений с нами на генетическом уровне, как у свиньи, – продолжает профессор Дубров. – Поэтому экспериментов с участием этих симпатичных животных сегодня все больше. Недавно родившиеся в Америке пять очаровательных поросят с виду ничем не отличаются от своих собратьев. В действительности же они – промежуточный этап между свиньей и человеком. В каждой клонированной «американке» присутствует как минимум два гена человека».
Одновременно и шотландским ученым-генетикам удалось клонировать пять особенных свиней. Поросята Ноел, Энджел, Стар, Джой и Мэри появились на свет в лаборатории компании в католическое Рождество ровно год назад. Их «крестный отец» хирург Королевского колледжа, профессор Питер Моррис называет такую дату рождения «символичной».
«Уникальность состоявшегося эксперимента заключается в том, что органы и ткани животных не будут подвергаться отторжению при имплантации в тело человека, – подчеркивает Моррис. – У выведенных при помощи клонирования поросят больше нет гена, который ранее препятствовал совместимости клеток этих животных с человеческим организмом».
Питер Моррис полагает: свиньи, у которых теперь отсутствует мешавший приживаемости клеток ген, – подлинное открытие. Например, в ближайшее время можно будет осуществлять трансплантации свиных органов и тканей, что поможет избавить человечество от сахарного диабета, болезни Паркинсона, Альцгеймера, рака и таких генетических заболеваний, как синдром Дауна. Которых, кстати, у поросят нет.
Ну а как же тогда быть с тем, что в некоторых странах свинину не употребляют в пищу потому, что считают ее «нечистой»?
«Исторические источники донесли до нашего времени сведения о том, что обожествляли свинью в Древней Сирии еще 5–7 тысяч лет назад, – рассказывает доктор исторических наук, профессор Алексей Логвинов. – В их великой религиозной столице – городе Иераполе на берегах Евфрата – свиней запрещалось приносить в жертву и употреблять в пищу. Свинья служила воплощением бога Адониса, погибшего, согласно преданию, во время охоты на диких кабанов».
Позже в Древней Греции сбрасывание свиней в пещеры было аллегорией нисхождения Персефоны в подземный мир. Параллели этих обычаев имеются в жатвенных обрядах европейского крестьянства, во время которых в качестве представителей хлебного духа убивают свинью, козла, петуха и других животных. Так что свинья не так проста, как может показаться на первый взгляд.