0
1152
Газета Стиль жизни Интернет-версия

29.05.2007 00:00:00

После перемены

Наталия Кожухова

Об авторе: Наталия Кожухова - учитель русского языка и литературы, Пушкинский лицей, Рига.

Тэги: русский язык, латвия


русский язык, латвия Наша память и надежда. Прошлое и будущее. Просто мы. Это – наша речь.
Сергей Элоян. Несущие лодку. Опубл.: «Современное искусство России». Сканрус, 2006

Гармоничное развитие личности всегда и обязательно включает в себя этнокультурный компонент. Ситуация же мультикультурного общества, сложившаяся в Латвии, требует от урока литературы в русской школе сочетания этого компонента с развитием общечеловеческой нравственности ученика и свободным духовным поиском отдельной личности. Ведь, по словам Льва Гумилева, «этнос – это специфическая конструкция человеческого коллектива, не идентичная ни расе, ни обществу, в историческом процессе сопрягающаяся с социальными закономерностями в многообразных вариантах, зависящих от многих посторонних причин».

Урок может остаться посторонней причиной. А может и не посторонней.

Диалог слышащих

Моя задача на уроках литературы, в первую очередь, - установить цепь передачи традиционных культурно значимых установок между поколениями, включить ученика в орбиту культурной памяти этноса. Поэтому одной из первых и важнейших тем на уроках становится устное народное творчество. В младших классах обращение к различным формам фольклора (сказки, былины, народные песни, обряды) не только знакомит учеников с русскими народными традициями (которые вне России приобретают привкус экзотики), но и помогает наблюдать за становлением основных архетипов русской культуры: Родина, земля, защитник (например, в былинах), дом, семья, правда, совесть (сказки, пословицы, загадки).

На уроках литературы в Латвии особенно важно не забывать, что ни одна этнокультура не существует изолированно, а всегда в диалоге с другими. Подобная установка придает особенный смысл, например, работе с поэмой «Мцыри»: основу текста составляет иная этнокультура, тем не менее акценты, расставленные автором с позиции своей культуры, дают возможность поговорить об общих и различных идеях этих двух культур, столь разных.

Сохранительная идея

Особый смысл, разумеется, приобретает задача «сохранения русской речи». В частности, на уроках русского языка. Это уже не работа, не долг даже. Это судьба. Это наше прошлое и будущее. Наша память и наша надежда. Способ спасти себя от небытия. Это просто мы.

Велик соблазн не хранить речь, а охранять. Превратиться, по выражению Даля, в «противников перемен»? Это как же, в школе - и без перемен? Нет, дети такого не допустят.

– Придумайте предложение с деепричастным оборотом.

– Геймер уснул, играя в новую компьютерную игру.

– Алеша, нет такого слова в русском языке.

Алеша насупился:

– Есть!

И я точно знаю, что слова такого нет, а геймер есть. Вот он сидит за предпоследней партой. И я предлагаю геймеру в следующий раз почитать книгу, может, тогда и не уснет. Ребята смеются. Отлично, значит, пока такого слова в русском языке нет.

Чтобы сохранить хрупкое равновесие, я выбираю позицию собеседника. С этой позиции сложно заставить учеников сделать что-то, зато можно посоветовать. Кто-то прислушается, а кто-то – нет. Ну что ж... Или я не заслужила доверия этого человека, и тогда шаткая конструкция моих педагогических теорий рассыплется подо мной. Или ученик просто увидел в окно смешную лохматую собаку, и тут уж не до орфографических правил. Тогда немедленно прибегаю к помощи этой собаки. Пусть послужит делу морфологии!

«У собаки, бегущей по улице, очень смешной хвостик кольцом». Где в предложении причастный оборот и определяемое слово?». Хорошо, когда ситуация превращается в материал урока. Тогда и создается ощущение, что момент жизни может быть озвучен, а любая фраза – оживлена.

В каждой теме урока русского можно увидеть жизнь языка, в каждом уроке – живое общение, в каждом ученике – целый мир. Ведь это 40 минут о родном языке, на родном языке, с родным языком.

Главное, что мы в сложившейся ситуации можем, – это не переставать стремиться к диалогу. Ежедневно мы вместе со школьниками учимся вести диалог с другим человеком, другой культурой, со своей историей и с самим собой. Решив эту задачу, пространство диалога можно расширять. Умение слышать другого – это то, чего, кажется, не только нам в Латвии не хватает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
335
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
278
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
263
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
291

Другие новости