Не поскользнуться бы. Доставить цветы в целости и сохранности.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
В прошлом году, как обычно, все СМИ посвятили хоть по небольшой заметке Международному женскому дню. В одном очень достойном журнале прочел я эссе «День рождения феминизма». Чудесное эссе, если бы не заголовок и несколько спорных строк: «Клара (Клара Цеткин. – В.К.), оказывается, выдвинула идею объединения женщин всего мира в борьбе за полное равноправие с мужчинами. То есть День солидарности трудящихся женщин всего мира можно назвать днем рождения феминизма. Во всяком случае, в СССР».
Но не было 8 Марта днем рождения феминизма. Ни в СССР, ни где-либо в мире. Еще ни сама Клара Цеткин не родилась, ни даже главный ее идейный вдохновитель Карл Маркс, а призрак феминизма уже бродил по всей Европе и Северной Америке. А сам термин «феминизм» (от латинского femina – женщина) ввел в обиход великий социалист-утопист Шарль Фурье еще в конце XVIII века. Он именовал феминистами сторонников женского равноправия. Абигейл Смит Адамс (1744–1818), которую считают выдающейся феминисткой, вошла в историю фразой: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов».
В отличие от Адамс Клара Цеткин феминисткой никогда не была. Она была революционеркой. Состояла в Социал-демократической, а с 1918 года – в Коммунистической партии Германии, и считается одной из основательниц КПГ. Умерла в 1933 году в Москве, и прах ее покоится в Кремлевской стене.
Сейчас феминисток объединяет Международная демократическая федерация женщин (МДФЖ). В отличие от революционерок они никогда не призывали к вооруженной борьбе, добивались своих целей демократическим путем и, надо сказать, преуспели в этом гораздо больше своих пассионарных подруг. Есть еще одно важное различие: МДФЖ – чисто женская организация, женщины же революционерки и вообще женщины-политики никогда не отделяли себя от мужчин, они всегда состояли с ними в одной партии. Например, Ангела Меркель, канцлер ФРГ, является в то же время и председателем Христианско-демократического союза (ХДС), в котором мужчины по составу преобладают. Никакого отношения к феминисткам не имеет и Хиллари Клинтон, хотя женские проблемы присутствовали в ее предвыборной программе. И так далее.
Что же касается 8 Марта, то здесь вот какая история. В 1882 году в Париже поженились двое молодых людей: Клара Эйснер, дочь сельского учителя и органиста из-под Лейпцига, и Осип Цеткин, сын одесского биндюжника. Они познакомились в Берлине в студенческом кружке. Осип, преследуемый царской охранкой народоволец, бежал в Германию, но революционный дух свой сохранил – вступил в социал-демократическую партию и стал ее активным членом, за что его без долгих разговоров выслали из страны. Ему пришлось переехать в Париж. Клара последовала за ним. Они счастливо прожили семь лет, но Осип умер от туберкулеза спинного мозга, оставив на руках безутешной вдовы двух малолетних мальчиков.
Официальные поздравления можно и не замечать. Не в них главное. Фото Евгения Зуева (НГ-фото) |
Прошло более двадцати лет после смерти Осипа. Клара Цеткин стала к этому времени заметной фигурой в германском рабочем движении, одной из основательниц Второго Интернационала (Социнтерна). В 1910 году ее избрали делегатом на II Международную конференцию социалисток, которая проходила в Копенгагене. На ней представительницы 17 стран утвердили резолюцию, предложенную Кларой Цеткин: «В полном согласии с классово-сознательными политическими и профсоюзными организациями пролетариата в каждой стране социалистки всех стран ежегодно проводят женский день, который в первую очередь служит агитации за предоставление женщинам избирательного права (курсив мой.– В.К.). Это требование должно быть выдвинуто как составная часть всего женского вопроса в целом и в полном соответствии с социалистическими взглядами. Женскому дню следует повсеместно придавать международный характер, и он должен быть везде тщательно подготовлен».
Из этой резолюции совершенно очевидно следует, что Международный женский день задумывался отнюдь не как праздник, но как чисто политическое мероприятие. И во всем мире он остается таковым по сей день. Только в СССР указом Верховного Совета от 8 мая 1965 года 8 марта было объявлено нерабочим днем, то есть праздником. Официальное же название 8 Марта в календаре памятных дат ООН – «День за права женщин и международный мир». В этом году по инициативе генерального секретаря ООН он проходит под лозунгом «Борьба с насилием в отношении женщин».
А в том далеком 1910-м конференция социалисток утвердила Международным женским днем 19 марта! Это была дата победы берлинских рабочих в революции 1848 года. И в 1911 году впервые Международный женский день отмечался в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии именно 19 марта. А в 1913-м получился и вовсе разнобой: в Германии отмечали 12 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии – 9-го, во Франции и в России – 2 марта.
Повсеместно же Международный женский день в первый раз пришелся на 8 марта лишь в 1914 году, ибо это было воскресенье (что облегчало организационные хлопоты), а кроме того, устроители вспомнили, что именно 8 марта 1857 года в Нью-Йорке женщины впервые заявили о своих правах – работницы текстильных фабрик потребовали улучшений условий труда, повышения зарплаты и установления 10-часового рабочего дня. Полиция грубо, с применением силы разогнала демонстрацию. В 1907 году в память о 50-летии этого события нью-йоркские работницы вновь провели 8 марта марш протеста, и полиция (состоявшая в то время исключительно из мужчин) так же грубо, как и за полвека до того, разогнала их, не погнушавшись применить пожарные машины, из которых поливала женщин ледяной и к тому же грязной водой.
А в 1917 году Международный женский день 8 марта совпал с началом Февральской революции в России (23 февраля по старому стилю). В этот день с плакатами «Хлеба и мира» и с красными флагами петроградские женщины вышли на улицы города. Это лишь добавило масла в огонь, и 27 февраля всеобщая забастовка переросла в вооруженное восстание.
Есть немало сторонников того, чтобы отменить праздник 8 Марта как пережиток коммунистической идеологии. Но он уже давно потерял идеологическую окраску и стал народным. И я абсолютно уверен, что в России никогда уже от этого праздника не откажутся. У нас давно забыли его революционное происхождение, он приобрел совсем другой смысл. Смысл этот, как мне кажется, во-первых, в том, что женщину надо любить и ценить прежде всего потому, что она женщина, а во-вторых, в том, что мы, российские мужчины, очень виноваты перед нашими российскими женщинами. За то, что им так трудно живется. И потому хоть раз в году мы так стараемся перед ними. Да так, что самим становится радостно.