Главный герой фильма – последний житель Земли – анализирует последние годы существования человечества. Есть о чем задуматься.
Кадр из фильма «Век глупцов»
Как-то совершенно незаметно вопрос глобального потепления, еще в середине 1990-х волновавший лишь ученых и немногочисленных активистов, из сугубо экологической плоскости плавно перетек в политическую, став к настоящему времени общемировой проблемой № 1. Ну, может, и не № 1, но в первую четверку вошел однозначно, наряду с международным терроризмом, финансовым кризисом и вопросом поставок среднеазиатских энергоносителей в Европу в обход России. Мирные североамериканские и европейские обыватели сперва совершенно не прониклись идеей. Оно и понятно: в мире хватало других проблем вроде злобного диктатора Саддама Хусейна с его оружием массового поражения. Для того чтобы переубедить сомневающихся, понадобились годы, сотни миллионов долларов и усилия политиков мирового масштаба.
Первой из сильных мира сего, узревшей все грозящие человечеству в связи с изменением климата опасности, стала железная леди Маргарет Тэтчер, выступившая в ООН с красивой речью об угрозе глобального потепления в ноябре 1988 года. Нет оснований доверять предположениям, что бывшая премьер-министр решила с помощью экологов морально оправдать закрытие нерентабельных угольных шахт (и увольнение работавших на них шахтеров), ставших обузой для экономики страны. Без сомнения, одной из самых достойных женщин туманного Альбиона всех времен двигало искреннее желание спасти нашу планету, сохранив ее для потомков. Благодаря ей человечество, наконец, задумалось. В 1990-х годах мировые державы «дозрели» до того, чтобы подписать Киотский протокол, а свой вклад в борьбу с изменением климата начала вносить киноиндустрия. На экран стали выходить художественные фильмы на экологические темы с довольно приличным бюджетом и популярными актерами, среди которых «Водный мир» (1995), где рассказывается о том, как растаявшие льды Мирового океана затопили всю поверхность планеты, «Ягуар» (1996), затрагивающий проблему вырубки тропических лесов Амазонии, и другие подобные картины. И это были лишь первые ласточки.
В 2004 году в разгар предвыборной кампании на пост президента США на экраны вышел фильм «Послезавтра» признанного мастера фильмов-катастроф Роланда Эммериха, несколько анахронично, но весьма зрелищно показывающий, что в скором времени ждет человечество, если оно не одумается. В мировом прокате картину ждал грандиозный успех, несмотря на то что некоторые критики в шутку называли ее «самым дорогим предвыборным роликом Демократической партии». Впрочем, фильм «Послезавтра» так и не сумел помочь кандидату от демократов Альберту Гору, поставившему экологию во главу своей политической программы, добиться успеха на выборах. К чести Гора следует отметить, что он всерьез проникся проблемой изменения климата, а не рассматривал ее лишь как оригинальный PR-ход избирательной кампании. В 2007 году при его участии был снят документальный фильм «Неудобная правда», в котором бывший вице-президент США собрал вместе все опасности, несущие человечеству глобальное потепление, разбавив их деталями собственной биографии. Несмотря на некоторую натянутость повествования, отсутствие какой-либо новой информации об угрозах изменения климата и неочевидность сделанных выводов, фильм ждал триумф: картина получила двух «Оскаров», а сам Гор был удостоен Нобелевской премии мира.
Возможно, страшные кадры в фильмах-катастрофах направлены на то, чтобы мы с вами задумались. А может, на то, чтобы привыкли к мысли о грядущих глобальных изменениях... Кадр из фильма «Послезавтра» |
В 2009 году в мировой прокат вышли еще две документальные картины, предостерегающие человечество от беспечности по отношению к хрупкой экосистеме планеты. «Дом» Люка Бессона, иллюстрированный потрясающе красивыми видами Земли с высоты птичьего полета, красноречиво рассказывает об угрожающей планете катастрофе. Для усиления зрительского восприятия мировая премьера фильма состоялась во Всемирный день защиты окружающей среды и на нее в качестве специальных гостей были приглашены мировые знаменитости, обратившиеся к зрителям с призывом помочь сохранить планету для наших потомков в ее первозданном виде. Любопытно, что премьера «Дома» косвенным образом способствовала победе на выборах в Европарламент Экологической партии Европы, состоявшихся всего лишь через два дня после выхода картины в прокат, за что фильм подвергся критике некоторых политиков.
«Век глупцов», появившийся на экранах в сентябре 2009-го, можно назвать документальным постапокалипсисом. В 2055 году после череды вызванных глобальным потеплением катастроф на Земле остался в живых лишь один человек – скромный служащий всемирного архива, записывающий перед камерой сообщение будущим разумным существам, в котором перечисляет совершенные человечеством ошибки и предостерегает потомков от их повторения. Одной из таких ошибок является история семьи англичан, которые хотели установить около своего дома ветрогенератор. Однако общественность, которая, с одной стороны, была вроде бы не против использования альтернативной энергетики, с другой – через суд запретила установку ветровой турбины, поскольку та портила привычный пейзаж.
Этот пример как нельзя лучше показывает, что в настоящее время общество придерживается двух полярных мнений. Одни из нас консервативны и не желают менять что-либо в привычном укладе. Другие, наоборот, покупают энергосберегающие лампочки, пересаживаются на малолитражки, а то и на велосипеды, переезжают в энергоэффективные дома. Большой экран все чаще доносит до массового зрителя идеи о том, что мир меняется и нельзя оставлять все как есть.
Однако консерваторы и скептики не остались в долгу. В 2007 году в Великобритании вышел документальный фильм «Великое надувательство глобального потепления» (в российской версии 2009 года – «История одного обмана, или Глобальное потепление»), авторы которого попытались опровергнуть все аргументы ученых, указывающих на антропогенный фактор в основе изменения климата. По мнению его создателей, вся суета вокруг глобального потепления вызвана исключительно экономическими причинами: играя на страхе обывателей, политики зарабатывают голоса избирателей, промышленники получают новые контракты, а ученые-экологи – многомиллионные гранты на исследования. Несмотря на бурю негодования, которую вызвала эта картина во всем мире, многие идеи, высказанные в ней, отнюдь не лишены смысла.
Впрочем, верить или нет в глобальное потепление, каждый волен решать сам. Но даже если эта угроза мифическая, разве плохо будет, если экономика получит толчок к инновационному развитию благодаря использованию энергосберегающих технологий? Неужели любой разумный человек предпочтет, чтобы рядом с его домом дымила старая угольная ТЭЦ, в его стране вырубались леса, исчезали виды растений и животных, загрязнялись воды, а сам он и его близкие потребляли неэкологичную пищу?