0
2638
Газета Стиль жизни Интернет-версия

06.07.2011 00:00:00

Счастье суфия

Влад Сохин

Об авторе: Влад Сохин - путешественник, фотожурналист.

Тэги: шейх, кипр


шейх, кипр На Северный Кипр приезжают паломники со всего мира.

На Северном Кипре шейха Назима знает почти каждый. Стоит только сказать случайному водителю, что едешь в город Левке, как тот обязательно спросит: «Шейх Назим?» А после доставит тебя прямиком к его дарге – суфийскому монастырю-общине. Впрочем, имя шейха известно далеко за пределами Кипра. Его последователи живут во всем мире, от Малайзии до Латинской Америки. Шейх и его ученики-мюриды принадлежат к накшбандийскому тарикату, одному из ответвлений суфийского ислама.

У входа в резиденцию шейха посетителей встречают бородачи в тюрбанах. Повсюду в доме висят изображения хозяина дарге. Вот картина с пляшущими дервишами – а в центре шейх. Повернешься назад – и увидишь фотографию из Патагонии, где около занесенного снегом деревянного домика красуется надпись: «Община шейха Назима в Аргентине». Идешь в столовую – и там тебя найдет пронзительный взгляд глаз старца с портрета.

Когда я прибыл в дарге шейха Назима, из мечети как раз слышались звуки бубна, пение и еще какие-то не характерные для обычного исламского богослужения звуки. В углу мечети на полу сидели три человека. Один из них бил в бубен, второй раскачивал головой в такт ритму и что-то пел. Третий мужчина, весьма крупного телосложения, с седой бородой и зеленой чалмой на голове, смотрел в одну точку прямо перед собой, словно пребывая в трансе. Он двигал торсом взад-вперед, издавая странные гортанные звуки: «Хум, хум, хэй, хэй». Люди вокруг этой троицы тоже приплясывали.

Наконец со стороны входа послышалось пение, и в мечеть вошел сам шейх Назим, сопровождаемый под руки несколькими бородачами. Старец (как я потом узнал, Назим родился в 1922 году) опустился в свое кресло и, закрыв глаза, принялся шептать про себя молитву. Зеленая одежда, спускающаяся до пола, такого же цвета чалма на голове, седая борода.

Шейх дал какое-то указание имаму. Тот вышел из мечети, а вскоре вернулся, держа в руках небольшую шкатулку, на укрытую зелеными покрывалами с арабской вязью. Шейх с благоговением взял в руки шкатулку, открыл и достал из нее небольшую стеклянную колбу.


От мала до велика последователи шейха Назима стремятся выразить своему лидеру безграничную преданность.

– Волос Пророка Мухаммеда! – восхищенно сказал мне стоявший рядом паломник.

Шейх поцеловал колбу и дал знак всем присутствующим подходить для поклонения святыне. Вокруг главы общины выстроилась толпа, и все поочередно подходили к шейху, целовали троекратно колбу с волосом Пророка, а также правую и левую руки своего лидера.

Один из паломников взял микрофон и затянул песню под звук барабанов. Песнопение было на арабском языке, солист держал в руке бумагу с куплетами, но пел с закрытыми глазами, лишь изредка посматривая в текст. Вдруг в центр зала вбежал тот самый человек в зеленом, который еще недавно пребывал в трансе, и стал плясать под музыку. Он двигался по залу из стороны в сторону, его тело постоянно сгибалось и разгибалось в подобие неглубоких поясных поклонов, а обе руки то синхронно прижимались к груди, то снова простирались к толпе. Шейх велел всем стать в круг. Танцующие паломники взялись за руки и стали поднимать их всем хороводом вверх, а затем, вместе с поклоном, опускать вниз – в такт мелодии. Сам шейх сидел в своем кресле чуть в сторонке и внимательно наблюдал за танцем. Когда атмосфера накалилась до предела, он поднял вверх руку, остановил песню и нараспев сказал в микрофон: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!»

Песня стихла, но сразу же началась другая. Вместо хриплых гортанных криков верующие принялись декламировать слова из Корана, только что произнесенные шейхом. Ритм танца все убыстрялся. Люди в мечети стояли уже в два ряда, подбрасывали вверх руки, кто-то начал подпрыгивать. Песни сменялись одна за другой, и вот уже под крики и свист вся толпа прыгала и воздевала руки. Наконец шейх поднялся с кресла и вошел в центр движущегося круга. «Мир тебе, о Пророк!» – запели паломники. Было непонятно, к кому обращены эти слова: к Пророку Мухаммеду или к престарелому шейху.


Зеленый тюрбан – «униформа» суфийских мюридов.
Фото автора

Эта песня стала заключительным актом ритуального хоровода – зикра. Оглядев зорким взглядом всех присутствующих, шейх начал свой танец. Он периодически вздымал вверх правую руку с поднятым указательным пальцем, что в исламе символизирует Единого Бога. Люди вокруг продолжали кружиться, а дети, пробегая мимо шейха, старались коснуться его одежды. Танец продолжался еще минут 10, пока шейх наконец не поднял руку вверх, призывая к тишине. Люди остановились, пение и звуки барабанов смолкли. Шейх Назим еще раз внимательно оглядел паломников, улыбнулся и громко спросил по-английски:

– Are you happy?

– Мы счастливы! – прогремел хор голосов в ответ.

Тогда шейх объявил, что на сегодня зикр завершен.

На следующий день шейх принимал в своем кабинете паломников. Я дождался своей очереди. Меня пригласили в большую комнату, где на одном из диванов сидел усталый старец. Он протянул мне руку и сказал:

– Давай рассказывай, кто ты и с чем пожаловал.

Я расспросил шейха о его общине. Во время разговора шейх постоянно улыбался и производил впечатление скорее доброго старичка, чем строгого главы общины. Его голос звучал тихо и мягко, правая рука постоянно перебирала четки. Духовный лидер поведал мне, что ему не нравится излишнее почитание его персоны приезжающими паломниками, он прекрасно все видит и пытается с этим бороться. Сказал, что все сразу нельзя пресечь, так как он понимает стремления многих людей найти помощника и поддержку в духовных поисках. «Но самых рьяных я бью палкой», – сказал шейх, улыбаясь, но я знал, что он не шутит, так как сам видел подобное прошлым вечером. Правда, шейх Назим не бил, а скорее постукивал своей тростью по головам некоторых особо ревностных почитателей.

В завершение нашей беседы шейх предложил мне бесплатно отправиться на пароме назад в Турцию.

– Спасибо большое, – ответил я, – но я уже купил билеты в оба конца┘

– Что ж ты, подождать не мог? У меня же мюриды работают в порту и на кораблях. Мы бы тебя бесплатно посадили. Ладно, давай я за тебя помолюсь...

Так завершилась моя встреча со знаменитым суфием.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1317
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
977
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1172
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
762

Другие новости