0
1693
Газета Стиль жизни Интернет-версия

22.12.2011 00:00:00

Диалоговое окно

Игорь Лёвшин

Об авторе: Игорь Викторович Левшин - прозаик, поэт, рэп-исполнитель.

Тэги: москва, крымский клуб


москва, крымский клуб Геопоэтическая "Московская Тузла" на острове Серебряный бор.
Валерий Айзенберг, Ирина Данилова. Афродита из яйцеклетки

Есть в Москве довольно любопытная институция – Крымский клуб. Не то чтобы она не имела отношения к Крыму (очень даже имеет), не то чтобы она не была клубом (на некоторых собраниях вполне клубная атмосфера), а дело, наверное, в том, что это больше клубок, чем клуб: Крымский Клубок Проектов. Этот клубок то разматывается, опутывая нитями артистических акций немалые территории, то сворачивается уютным салонным клубочком, как пригревшийся кот. Статус клуба-клубка изменчив, а глубина внедрения его нитей велика, хотя и трудно измерима по причинам, о которых далее.

Крымский клуб в Москве (он же Крымский геопоэтический клуб) существует с середины 1990-х. Основатель его, поэт и эссеист Игорь Сид в ореоле проектов, публичных и герметичных, импровизированных и наоборот, длящихся десятилетиями, – один из самых неуемных людей в литературной жизни Москвы. А может, после смерти Дмитрия Александровича Пригова и самый неуемный. Акции «ТравмоТекст», «Круглый стул», конференции по геопоэтике, фестивали африканской культуры в России и Украине, литературные маршруты по Мадагаскару и прочее – это все его изобретения, а за кадром останется еще больше, как бы ни был велик кадр.

Чужие уже здесь

У всех проектов и затей Крымского клуба есть одна особенность – в наше время удивительная до чрезвычайности. Здесь никогда не устраивали мероприятий для своих. Я таких во всяком случае не припомню. Обычно в мероприятии Крымского клуба есть этакий костяк своих: людей, которые друг друга знают, а то и любят или хотя бы ценят. Это как везде. Но к данному мирку обязательно подмешивают кого-то ЧУЖОГО. Вовсе не обязательно чуждого, вряд ли недоброжелателя. Но обязательно не своего.

Один из удивительных по эстетической наглости проектов – цикл «Литераторы – людям». Вот, скажем, вечер «Стихи для милиционеров». На это «заседание» Крымского клуба были приглашены взвод ОМОНа, ветераны МВД и т.д. Стихи про Милицанера читал, как можно догадаться, ДАП. Вячеслав Курицын озвучил письмо из Харькова от Сергея Жадана к задержавшему его московскому милицанеру, оказавшемуся любителем поэзии.

Понятное дело, посетители чувствовали себя не в своей тарелке. Они краснели, переглядывались, перешептывались и хихикали. Дивились. Кто-то пытал выступающих вопросами. Потом кто-то из милиционеров робко спросил, нельзя ли почитать свои стихи и ему. К концу в атмосфере торжественного зала Музея Маяковского взвесью сконденсировалось нечто непонятное, но при этом смягчающее, размывающее контуры, ну и объединяющее (хотя бы на какое-то время). В общем, ЧТО-ТО получилось, ВОЗНИКЛО.

Только надо объяснить: этот вечер происходил дюжину лет назад, когда типичным был такой диалог Поэта и читателя (именно с маленькой буквы).

читатель: Читал я эти стихи. Я их не понимаю. И думаю, что нечего там понимать. По-моему, это просто ерунда, произносимая с серьезным видом.

Поэт: А вы кто, простите, по профессии?

читатель: Инженер. Специалист по полупроводникам.

Поэт: Как бы вы отнеслись к тому, кто стал учить вас выпекать эти ваши полупроводники? Да еще и давать оценки вашей квалификации?..

И в этом была своя логика. Но Сида она не устраивала. Не потому, что поэзия должна быть понятна массам, а потому, что массы нет, зато возможность диалога как раз есть – только нужен талант и желание ее нащупать под коркой защитных реакций.

Хэппенинг

Тут уже звучало слово «наглость». Конечно, можно говорить об эстетической дерзости только в литературном контексте. В разухабистом мире изобразительного, скажем, искусства акции Крымского клуба не казались бы вызывающими. Очевидно, что многие акции Клуба можно при желании подогнать под жанр перформансов или хэппенингов. Зрителя вовлекают – иногда явно, иногда исподтишка.

Чаще всего в сценарий заложена непредсказуемость результата. Иногда оказывается, что действующие лица действуют не совсем в том качестве и не совсем в том контексте, как они ожидали. Но всегда, всегда результат, эффект, атмосфера, нечто неповторимое не равны сумме выступлений. Эффект может вдруг оказаться слабее индивидуальных талантов выступивших – тогда это неудача, – но только не равен. Каждый вечер Крымского клуба должен стать произведением, а не концертом. Приятной формой подачи нового контента.

Заметим, что термины и концепты из арсенала Крымского клуба – такие как «вечер дистрофиков» (стихотворений из двух строф), «круглый стул», «зоософия» и т.п., с удовольствием подхватывают другие кураторы и авторы. А цикл «Зодиакальные чтения», инициированный и вскоре оставленный одним из теоретиков Клуба, культурологом Екатериной Дайс, вообще зажил самостоятельной жизнью, но по-прежнему под лейблом Крымского клуба.

На одной из недавних акций Клуба оказались соединены Вера Сажина, Вера Вотинцева и Веро4ка Полозкова. Это был незабываемый, один из лучших, на мой вкус, поэтических вечеров. Синтезировалось нечто неповторимое. Хотя натурально большую часть литтусовщиков оторопь берет от таких сочетаний, а некоторых уже хватил эстетический кондратий.

Зоософия

Еще один удивительный, но вполне уютный проект Крымского клуба – «Зоософия». Эти тематические чтения проходят то в Институте экологии и эволюции, то в помещениях Московского зоопарка. Например, круглый стол «Гады в литературе». Биологи – змееловы и змееводы, кандидаты и доктора наук – рассказывают нечто малоизвестное о подшефных гадах, поэты и прозаики читают гадские отрывки, а после все вместе идут в гости в серпентарий, к подшефным. Ну и, конечно, поэзия приобретает таким образом новое, как говорится, измерение.

Другое дело, что это измерение обычно никто не измеряет – все остается внутри участников. В этом одна из особенностей Клуба. Не уверен, что самая приятная. Нет, пожалуй, приятная: есть гипотеза, что акции Крымского клуба как-то меняют своих участников. Возможно, прививают вкус к диалогу с Чужим?

Акции Клуба всегда эстетически рискованны. Риск предполагает ощутимый процент неудач рядом с эффектными удачами. Хорошо бы удачи в таком случае копить, развивать, холить. Как минимум тщательно протоколировать. И то сказать: умно ли решать за Вечность, что ей нужно, а что нет? Если нужно, то разберется и без протоколов.

Геопоэтика

Крымскость Крымского клуба – вещь периодически актуализирующаяся: начинался он с Боспорского форума в Керчи и на острове Тузла, продолжается тем же форумом и другими геопоэтическими экспериментами. Поучаствовав в крымских ответвлениях проекта, могу сказать: не знаю, что такое геопоэтика, но это очень на нее похоже.


"Круглый стул" с философом.
Фото Игоря Сида

Об «автохтонных» крымских членах Крымского клуба. У истоков проекта стояли также поэт Андрей Поляков (Симферополь) и видеорежиссер и композитор Алексей Блажко (Керчь). Последний, кстати, в качестве фронтмена клубной арт-группы «Кадры Решают Все» занимается переводами с языка поэзии на язык музыки и видео.

Самый архетипичный крымчанин в Клубе – конечно, художник-перформер Исмет Шейх-Задэ. И хобби у него сугубо крымские, например перевод с крымско-татарского любой мировой лексики, от английского «Лондон» (илан-дон – «Змеиная речка») до русского «мент» (ми-энт – «предельный разум»). Так за Крымом закрепляется понемногу оттенок глобализма. А может быть, и антиглобализма. Потому что Исмет является, помимо прочего, придворным художником живущего в Англии крымско-татарского принца Гирея, поклонника авангарда и перформансов. (Что мне особо импонирует, как патриоту НовоГиреево.)

Родом из Крыма и нынешняя австралийка Татьяна Бонч-Осмоловская, чей международный литературный фестиваль «Антиподы» отчасти можно считать геопоэтическим расширением идей Крымского клуба, и ныне москвич Александр Кузьминых, инициатор аудиоантологии «СПА» («Современная Поэзия от Авторов»). То есть можно ожидать со временем зарождения и Австралийского клуба, и Африканского, и, возможно, даже Марсианского. Марс, впрочем, скомпрометирован недавними ракетными неудачами (временными, надеюсь). А вот Мадагаскарское направление уже работает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
830
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
472
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
879
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
686

Другие новости