0
2825
Газета Стиль жизни Интернет-версия

21.09.2012 00:00:00

Разговор с бунтарем

Алина Радченко

Об авторе: Алина Федоровна Радченко - руководитель аппарата Общественной палаты.

Тэги: дети, образование, жизнь


дети, образование, жизнь Мы часто выбираем профессию не по любви, а по обстоятельствам.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В семье моих друзей почти трагедия: ребенок не хочет учиться в институте. Три года назад он выбрал факультет логистики в Высшей школе экономики. Свой выбор сегодня он считает ошибкой. Родители требуют: «Учись, Вадька, только учись!»

Говорю с парнишкой: «Что будешь делать?» – «Работать!» Родители близки к обмороку: «Кем? Разнорабочим? Кому ты нужен без образования?» – «Себе нужен!» Вот и весь диалог. Конфликт отцов и детей, что называется, налицо.

Говорю с противоборствующими группами отдельно. «Мой сын работает на стройке? Ты представляешь себе это? Знакомые засмеют! Сын интеллигентов в третьем поколении!» В общем, что скажет Мария Ивановна. Говорю с бунтарем: «Все. Надоело клянчить на кафешку! Хочу не карманных денег, а настоящих, больших – самим заработанных!» – «Выучишься – быстрее экономическую свободу обретешь!» Вадим ни в какую. Наконец признается: «Понимаешь, профессия эта не моя! Всю жизнь потом дебет с кредитом сводить. Не мое!» «Ладно, – говорю ему, – пойдем спокойно поговорим!»

Вышли на улицу. Подруга шепнула на прощание: «Ты уж ему внуши! Вся надежда на тебя! Пусть сначала выучится хоть на кого. Лишь бы базовое было, а там хоть что». Ладно, будем пророчествовать. Прошли с ним в «Кофеманию». Только сели, ему звонит девушка.

– Алина, извини, я поговорить должен. Пять минут подождешь?

Киваю головой. Девушки – это важно, все остальное – потом. Пока он, прислонившись к стенке и зажав одно ухо рукой, чтобы не было слышно шума от проезжающих мимо авто, что-то шепчет ей по телефону, я все время думаю, с чего начать. Что же ему сказать?..

Помню, как сразу после окончания университета я организовала свое дело. Начала с торговли на рынке. Привезла товар, сама вместе с продавщицей разгружаю его. Почему сама, потому что грузчику платить надо. А у меня все рассчитано. Каждая копейка на счету. Благо коробки не тяжелые. Таскаю, терплю, все-таки свое дело. А в сторонке, оказывается, стоит и наблюдает все мои старания соседка. Вечером, еле живая, тащусь домой, а меня встречает мама со слезами на глазах. Вот, говорит, стоило оканчивать школу с золотой медалью, университет с красным дипломом, чтобы потом коробки на рынках таскать. Это сейчас, изучая биографии людей, добившихся успеха, я с удовлетворением отмечаю: и этот начинал с торговли, и эта на рынке стояла.

Вадик вернулся. Сияющий, расслабленный. Брать его немедленно тепленького.

– Поговорили?

– Угу! – И ушел в себя. Уткнулся в меню.

– Моему брату было 10, мне 16. Мы ходили на свалку, куда электротехнический завод выбрасывал бракованную продукцию, находили там запчасти и потом собирали гудки для машин и платы для предохранителей. Продавали их. На эти деньги затем жила вся наша семья.

Оживился. В глазах удивление. Странно, почему родители никогда не говорят с детьми о том, с чего начинали сами. Ведь Рита, его мама, начала тоже работать, когда еще училась в школе. Бегала курьером. Все куда-то спешат. А говорить с ними надо. Вообще, чем они старше – тем чаще надо.

– Твои родители не работали? Почему?

– Они очень болели.

Моя мать была физиком по профессии, поэтому, когда начались события в Чернобыле, она сразу поняла, чем грозит эта авария людям, проживающим в близлежащих районах. Мы выехали из зоны, не взяв ничего. Нас с братом родители отправили в пионерлагерь подальше от зоны заражения (чем и уберегли), сами же успели нахвататься радиации. На новом месте они заболели. Приближалась зима, мы с братом ходили в залатанной одежде. Мои одноклассники меня тихо презирали за бедность. Помню, как однажды после школы они окружили меня и потешались над моим залатанным пальто. Дети часто бывают немотивированно жестоки.


Мама говорит: стоило оканчивать университет с красным дипломом, чтобы потом коробки на рынке таскать?
Фото PhotoXpress.ru

– Я понимаю, тебе не нравится твоя будущая профессия. Это бывает. Мы не всегда ее выбираем по любви. Наверное, это неправильно. Но так часто бывает. Я тоже выбрала профессию экономиста не по любви, а по обстоятельствам. Еще учась на первом курсе, я уже подрабатывала бухгалтером в одной фирме. Мне катастрофически не хватало бухгалтерских знаний. Я тоже в детстве мечтала о другом, хотела стать медиком. Правда, после того как заболели мои родители, я поняла, что мне не хватит отсутствия сострадания, чтобы качественно делать свою работу. Я страдала от боли. А нужно уметь быть отстраненной.

Вообще, зачем я ему говорю об обязательствах и долге? Надо говорить о том, чтобы он слушал свой внутренний голос. Пусть научится брать ответственность на себя. Сегодня мы любим рассуждать об инфантильности молодого поколения. Друзья мои, вот он сидит передо мной, пытающийся впервые что-то решить сделать сам. Ему 19 лет. Его родители стонут в ужасе: он погибнет. Конечно, они погибнут, если мы не научимся их бросать в воду. Зажмурьте глаза, раз, два, три. И отпустите их во взрослую жизнь. Только отпустите.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1312
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
823
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1502
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
1154

Другие новости