0
1994
Газета Стиль жизни Интернет-версия

06.02.2013 00:00:00

Пляски святой Меланьи

Александра Слесарева

Об авторе: Александра Евгеньевна Слесарева - журналист

Тэги: путин, карнавал, украина


путин, карнавал, украина Реалии жизни добавляют в старинные обычаи новые черты.

Мы рассматриваем фотографии с прошлогоднего карнавального шествия в закарпатском селе Красноильск, населенном румынами. Пестрые костюмы ряженых, маски, рога, соломенные крылья, музыканты, народные гулянья, какими мы их знаем по лубочным картинкам и историческим фильмам. Только тут никакой стилизации нет, все по-настоящему. Сергей – киевский фотограф – уже третий год снимает удивительное и редкое зрелище, связывающее воедино древние языческие традиции с христианством и ежегодно привлекающее все больше путешественников в Западную Украину, – карнавал под названием Маланка. Захваченные рассказами фотографа, в этом году мы тоже решили поехать в украинскую глубинку, чтобы увидеть красочный праздник своими глазами.

Село Красноильск состоит из пяти районов – кутов. Самые заметные персонажи Маланки – это медведи Урса. У каждого кута есть свои «медведи» – селяне, одетые в стилизованные костюмы животных. Одни похожи на стога сена, другие на мохнатых мотыльков, третьи – на пряничные аэропланы, кто-то оделся в костюм медведя с маской-головой и длинными железными когтями. Соломенный костюм весит примерно от 25 до 50 килограммов. Поэтому неудивительно, что таскать на себе такие доспехи всю ночь напролет могут только молодые и крепкие мужчины.

«Медведей» водят «цыгане». Где-то ряженые хлопцы выглядят, как классические конюхи-ромалы, или индейцы в лоскутном платье, или воины с натертой черной краской кожей в кожухе, надетом на голую грудь, в плоских касках и с булавами в руках. Обязанность «цыгана» – заботиться о своем «медведе». Прикуривать ему сигареты, поить водой и самогоном, давать перекусить, помогать подняться, если присядет или в пылу веселья упадет.

Вместе с этими персонажами в карнавале участвуют «деды» и «бабы», «калуцу» – ряженые конные всадники, «реджи» – короли и королевы, «юфли», «жиданы» – высокие фигуры, одетые в многослойные лохмотья, с высокими шапками, пугающими масками или в гриме.

Всей толпой вместе с музыкантами и многочисленными зрителями они обходят свой кут – а это не меньше ста дворов – на протяжении целой ночи и утра. Днем все процессии встречаются на главной улице села и движутся на площадь перед сельсоветом.

Вечером предупреждают, чтобы мы одевались теплее. На улице от мороза мгновенно покрываются инеем ресницы и брови. Мы идем в верхний кут смотреть на начало шествия. Протиснувшись через толпу, я вижу двор, на котором «цыгане» и человек в костюме футболиста расчищают себе место для плясок, с силой ударяя булавами о землю и распугивая зрителей вдоль заборов. Поют по-румынски под ритмичную музыку, постепенно вгоняющую в состояние лихого задора всех участников. Маски танцуют друг с другом, с азартом втягивают в свой круг зрителей, задирают толпу, «деды» и «жиданы» цепляют длинными клюками за ноги, толкают, накидывают на головы козью шкуру. Весело и немного страшно.

Исследователь фольклора и этнологии Украины Александр Курочкин предположил, что ряженые в этом карнавале олицетворяют «представителей потустороннего мира, навещают живых родственников в определенные праздничные сроки и обязательно ночью». В последний день декабря по старому стилю наши предки-язычники праздновали Щедрый вечер, который сопровождался обильной трапезой. В христианскую эпоху праздник был приурочен ко дню святой Меланьи Римляныни (празднуется 13 января по новому стилю, то есть 31 декабря по стилю старому), отчего он и получил свое название.

Обряд Маланки являлся частью празднования перехода в новый год. В своеобразном карнавале обязательно присутствовали такие образы: коза – символ плодородия и урожая, конь – незаменимый помощник человека, дед и баба. Позже стали появляться образы ближайших соседей жителей Закарпатья: татары, евреи, поляки. Появились костюмы попов, ведьм, жандармов, королей. Сейчас на Маланке можно увидеть и современных героев. Особой популярностью пользуются маски и костюмы спецслужб, маски президента Путина, оборотней, зомби и артистов эстрады.


Маски танцуют друг с другом, с азартом втягивают в свой круг зрителей, задирают толпу. Весело и немного страшно.
Фото РИА Новости

С наступлением темноты шумная компания начинает ходить по селу, балагуря и танцуя. Поют песни, прославляя хозяев, желая им урожая и богатства. Вся орава пытается «помочь» по хозяйству, устраивая балаган, толкаясь и крича. Чтобы угомонить гостей, хозяин должен щедро их одарить и напоить. Традиционно в Маланке женщины не участвовали. Считалось, что 14 января – день святого Василия – это день символического сева, сакрального слияния мужчины с матерью-землей. Женщина к этому обряду не допускалась, а появление в доме чужой девушки вообще считалось дурной приметой. Пока мужчины пели песни, девушки гадали. Весь период святок – от Рождества до Крещения – считался магическим временем.

Мы стоим у дороги, к нам подходят местные жители. Все вместе наперебой рассказывают, кто что знает о Маланке, какой ее помнит. Раздумывают, кто бы мог из стариков рассказать, но понимают, что никто из пожилых людей не говорит по-русски. Ведь жители между собой общаются исключительно по-румынски.

Одна из местных женщин рассказывает нам, что у праздника в советское время был политический подтекст.

– Праздник запрещали. Ходили по дворам и говорили: кто выйдет, сразу посадим. В день празднования дежурили бригады милиции. А разве всех заберешь? Выходили вообще все в знак протеста, в знак того, что нам запрещают быть румынами и почитать свои традиции. На следующий день за всеми распорядителями карнавала приезжали, и сидели они месяцами. И знали, что за ними придут, но все равно выходили. Это же такая сила, такая людская гордость за свою культуру! Однажды один в запале сжег советский флаг. Ничем хорошим для него это не кончилось, но теперь – местный герой. В Советском Союзе традицию Маланки сохранили и поддерживали только в отдаленных селениях Галичины и Буковины, сейчас понемногу возрождают.

А в это время первая группа ряженых под музыку выходит на площадь и расчищает для себя место. «Медведи» крутятся во все стороны и наваливаются соломенными крыльями, которые составляют часть их костюма, на толпу.

Мы скачем вместе со всеми – отчасти от холода, отчасти захваченные повторяющейся мелодией, барабанным ритмом и той невероятной энергетикой, которая сопровождает действо. Кажется, что глухие удары барабана раздаются по всем Карпатам. Всем жарко, и уже не удивляют голые руки и торсы черных «цыган». Кульминация праздника длится около двух-трех часов, а затем постепенно сходит на нет.

Приезжие обмениваются впечатлениями: кто сколько раз сюда приезжал, где Маланка аутентичнее и больше. Приезжих пока очень мало, сервиса для туристов, по сути, здесь нет. Но рассказы восторженных свидетелей праздника делают свое дело, и не исключено, что число желающих увидеть и принять участие в зимнем карнавальном шествии с каждым годом будет расти.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1492
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1701
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1806
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4136

Другие новости