0
4911
Газета Стиль жизни Интернет-версия

05.04.2013 00:01:00

Случай в самолете

Алина Радченко

Об авторе: Алина Федоровна Радченко – журналист.

Тэги: родители, дети


родители, дети Часто родители упускают счастливые возможности развить у ребенка любопытство и тягу к познанию мира. Фото ИТАР-ТАСС

Лечу в самолете. Страшно хочется вздремнуть. Заснуть хотя бы на час, а лучше на все время перелета. Всю неделю до этого было очень много работы, возвращалась поздно, мало спала. Ничего, успокаивала себя, намечается поездка, в самолете и отосплюсь. Сейчас бы и исполнить это обещание, а рядом маленький ребенок, такой шустрый, бойкий, громкий, сорви-голова, и только. Все время теребит маму: «Мам, скоро приедем?» – «Скоро, милый, скоро!» И так несколько раз. «Я хочу гулять, пойдем выйдем!» – «Как мы выйдем, милый, это же самолет». И опять все сначала. «Я хочу побегать!» – «Нельзя! Потерпи!» – «Не хочу терпеть!» 
А почему, правда, он должен терпеть?» – вдруг подумала я. Почему из малого круга возможностей мы всегда выбираем самую простую. Ведь что может быть проще – встать и пройтись с ребенком по самолету. Или изучить маршрут самолета. Почему мы всегда стремимся прежде подавить маленького ребенка силой. Ну как же. Мы же все родители страшные педагоги – «детоводители». И вся наша система образования и воспитания строится на том, что мы берем и ведем ребенка за собой к намеченной нами же самими цели, чтобы он был лучше нас, лучше всех, лучше самых-самых. И не дай бог ему такое испытать, что мы имели. Вот так и ведем. Потому что ребенок еще не личность. Ничего не знает, не думает, не умеет. Да и не может знать, уметь, хотеть. Мы знаем все за него. Думаем, что знаем. Он хочет рисовать, а мы его в музыкальную школу, потому что музыкальная школа за углом. И нам так удобно. Зачем ребенка через весь город возить. Маленький еще. 
«Смотри-ка, что здесь нарисовано?» – Мама малыша, чтобы отвлечь его внимание, достала инструкцию по технике безопасности. Ребенок погрузился в план самолета. «А это где?» – ткнул он пальцем в план. «Не знаю, милый, смотри сам!» Ребенок покорно отстал. Боже, какой же момент упускает эта мама! Только что в ребенке проявился интерес к чему-то. Это же здорово. Потом, когда надо будет в школе изучать топонимику или географию, такого интереса уже точно не будет. Потому что он приходит тогда, когда есть интерес к открытию мира. Почему географию надо учить в средней школе, а не сейчас и не здесь, на борту самолета. Вы летите, а ниже под вами города. На схеме монитора показывают, над какими городами вы пролетаете. Это ведь важно для ребенка – осязать границы своего мира. Сегодня ему принадлежит значительная территория земли. Она под его ногами. Он может очертить для себя эти масштабы. Нужно помочь ему. Разберите с ним схему самолета. Очертите этот малый круг, в котором он себя чувствует в безопасности. А затем покажите на картинке экрана, как расширяется этот круг. Потом для масштаба покажите город из окна иллюминатора. Покажите очертания этого города. Вы приехали в чужую страну, у вас есть возможность показать ребенку людей другой нации. И какие программы толерантности, когда это ощущение, что у людей нет поводов для розни, рождается здесь, в этом самолете, когда рядом сидит человек другой национальности, но у него такие же проблемы, как у вас. У вас есть возможность здесь, в самолете, и далее в стране пребывания заложить эту основу в ребенка – невраждебное восприятие чужой культуры. 
Если не заинтересовать ребенка учебой в раннем детстве, в школе сделать это будет гораздо труднее. 	Фото Zerkalo/PhotoXPress.ru
Если не заинтересовать ребенка
учебой в раннем детстве,
в школе сделать это будет
гораздо труднее.
Фото Zerkalo/PhotoXPress.ru
Мы летим в самолете. Мама раскрыла свой женский журнал, ребенок изучает самостоятельно план самолета. Мама показывает мне журнал с рекламой нижнего белья: «Это невозможно. На всех столбах эта реклама, кого вообще хотят вырастить из наших детей!» Она жалуется мне, ища сочувствия. Я пожимаю плечами, для меня вопрос звучит риторически. Ответ у меня на него есть давно. Почему наши фильмы самые похотливо-слюнявые, а реклама отдает порнографическим душком. Потому что в 10-м классе этому режиссеру или клипмастеру показывали микельанджеловского Давида, прикрыв причинное место промокашкой. А класс при этом нервно хихикал. 
Интерес к физике тела появляется у ребенка в пять лет. Почему не поддержать этот интерес. Стоп, стоп. Без истерики. Я говорю про интерес познать, как устроен человек. Я знаю одного современного трехгодовалого ребенка, который вместе с бабушкой-врачом изучает анатомический атлас с названиями частей тела по латыни. Потому что у ребенка появился интерес. И этот интерес направили в нужное русло. Теперь он изучает кровеносную систему. Оказывается, есть такая программа для iРad, когда ребенок нажимает кнопочку, а там выходит название человеческих органов по-латыни. И ребенок выучил. Пожалуйста, вам – программа для студентов вузов. А здесь играючи освоил ребенок трех лет. Он знает, как устроен человек. Все. Он удовлетворил свой очередной  запрос о познании этого мира. Ему уже не принесут знания о том, как устроен человек в извращенном виде «друзья» из подворотни. И он знает, что мужчина и женщина устроены по-разному. Вот и все. Спрашиваю ту бабушку: «А вы ребенка читать учите?» – «Нет, специально нет. Он тут сам у нас в компьютере  в google все набирает. Мы сказали, что все, что тебе непонятно, можно еще там набрать. А он букв не знает. Кричит из комнаты: «Бабуля, покажи мне букву «ди»!» Подхожу, а он набирает: «ахотанакрака…» Показываю ему нужную букву, и компьютер ему правильную выдает картинку с «охотой на крокодила». Техника умнее нас, взрослых. Так он у нас все буквы выучил. 
И, правда, ведь, казалось бы, что проще: вы идете за вашим ребенком. Он каждый день дает вам сигнал: «Мама, поиграй со мной в прятки». Спрячьте игрушку, потом дайте ему план комнаты, с указанием места, где она спрятана. И вы зародили у него интерес к ориентированию на местности. Дав ему это знание, вы в какой-то мере обезопасили его, научив  ориентироваться в окружающем его мире. 
Великий математик Владимир Арнольд, у которого, кстати, и дед, и отец были людьми науки, вспоминал, как в конце первого класса учительница вызвала его мать и сказала: «Я вашего сына перевести не могу, он до сих пор не выучил таблицу умножения, складывает в уме числа, вместо того чтобы умножать». И тогда бабушка сделала карты, наподобие игральных, но с примерами: семью восемь или пятью три. А на другой стороне – ответ. И они стали вместе играть. Если ответ был неправильный, карточки откладывались в сторону. Если правильный – в другую. И он выучил всю таблицу умножения. Почему он не мог выучить ее как все остальные дети? Потому что от него требовали автоматического принудительного заучивания. Бабушка превратила все это в игру. 
Мама по-прежнему читает журнал. Ребенок погрузился в план эвакуации самолета. Я не выдерживаю: «Вот, смотри: здесь находится дверь…» – показываю ему сначала на план, потом на дверь самолета. «Где? Где? Я не вижу. Эта дверь? А это что?» – оживляется малыш. Я совершенно по-взрослому и в подробностях рассказываю ему про то, что он видит. «Он все равно еще ничего не понимает, ему только 3,5!» – лениво замечает мне мама. «Да нет, он все понимает. Вы с ним занимаетесь?» – «Зачем, я читала, что психику ребенка нельзя перегружать! Вокруг него и так сегодня опасная агрессивная среда. Детей всему обучат в школе». –«Что вы, сегодня, наоборот, все говорят о раннем развитии ребенка!» – «Ерунда все!»  
Я отвернулась к окну. Наверное, надо было сказать этой маме, что чем раньше мы начнем развивать ребенка через его интерес, тем легче ему будет прийти к самому себе в будущем. Сколько нас, занимающихся не своим делом, не любящих свою работу и боготворящих свое хобби. Кстати, хобби имеют те, кто не сумел реализовать свои способности в своей основной профессии. Поэтому нам всем надо научиться сегодня идти за своим ребенком, и тогда все в его жизни будет очень хорошо. Впрочем, а зачем? Ерунда все… Мы же все родители – настоящие педагоги. Не пойдет – все равно утащим. И еще туда, куда нам самим надо. 

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1291
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
794
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1467
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
1116

Другие новости