0
8757
Газета Стиль жизни Интернет-версия

09.07.2013 00:01:00

Сказки о Японии

Варвара Ремчукова

Об авторе: Варвара Константиновна Ремчукова – корреспондент «НГ».

Тэги: япония, токио, туризм


япония, токио, туризм Представитель японо-российского Центра молодежных обменов Мисато Иваки прячется от солнца в Киото. Фото Варвары Ремчуковой

Япония окутана мифами, тайнами, романтикой. Одна из самых развитых и конкурентоспособных экономик мира и при этом – государство с  историей и культурой, очень далекой от нашего, европейского понимания. К тому же  в последнее десятилетие поп-культура  и поп-пропаганда хорошо потрудились для создания образа Японии как страны абсолютно иной, невиданной цивилизации. 
 
Сборы человека, впервые отправляющегося в Японию, наполнены волнующими и тревожными ожиданиями. Наверное, нечто подобное чувствовали те, кто летел на Луну.
Пока пакуешь чемоданы, вспоминаешь о намеках Софьи Копполы в «Трудностях перевода»: в Токио иностранцы сходят с ума от одиночества и бессонницы, окруженные прототипами героев Мураками – отстраненными, мрачными и прекрасными интеллектуалами. Мультики о Сейлор Мун и книги Пелевина заставляют фантазировать о встрече с оборотнями, лисами и волками. Приходит в голову и виденная некогда остроумная реклама смартфонов: иностранцу для общения с местными жителями на улицах и в магазинах в Токио лучше всего фотографировать на телефон и показывать картинки. А Тарантино в «Убить Билла» пришел к выводу, что белокурой девушке на японских улицах без самурайского меча Хатори Ханзо лучше не появляться… 
 
Теперь, побывав в Японии, могу сказать, что путешествие по Стране восходящего солнца напоминает воплощенный волшебный сон. И все увиденное и пережитое в этом сне рассеивает  предрассудки и стереотипы. 
 
Первое, что бросается в глаза, – Токио чрезвычайно опрятный и зеленый город. При том что это деловой мегаполис, стопроцентные каменные джунгли!  Жилые районы пронизаны аккуратными чистыми улочками с пяти- и семиэтажными домами, задние дворы, как правило,  украшены зеленым бамбуком и гортензиями. Через каждые 100 метров –  автоматы по продаже чая и прохладительных напитков. 

Уважительное отношение к общественному пространству буквально разлито в воздухе. Одна из главных причин этого – историческое коллективное сознание японцев как нации, возделывающей трудоемкие продовольственные культуры, особенно рис. Так понятие «личное благо» оказалось неразрывно связано с интересами и биоритмами коллектива.
Важно и то, что в постулатах двух основных религий, исповедуемых японцами – буддизме и синтоизме, –  говорится о необходимости уважительного сосуществования с миром природы для достижения жизненной гармонии. В отсутствие строгих разграничений две религии словно переплелись  – буддизм в большей степени отвечает за философию жизни, а к синтоизму чаще обращаются за традициями и обрядами.
Залив у острова Одайба стал любимым местом встреч японских влюбленных.
Залив у острова Одайба стал
любимым местом встреч
японских влюбленных.
Фото Варвары Ремчуковой
В жизни современных японцев коллективная сознательность проявляется повсюду. За этим интересно наблюдать, особенно если дело касается понятных всем бытовых мелочей.
Вот, например, отношение к переработке мусора. Дома каждый  собственноручно скрупулезно сортирует собственный мусор на 10–12 подгрупп. А потом ревностно выполняет другое правило – каждый вид мусора следует выбрасывать в отведенный для него день. Несмотря на летнюю жару и соблазн поскорее избавиться от скоропортящихся органических отходов, мало кто нарушает распорядок (ответственность перед соседями!). В результате становится возможным строительство и эксплуатация высокоэкологичных мусороперерабатывающих станций в черте города. Энергия, получаемая в процессе переработки, направляется среди прочего на отопление и эксплуатацию районных спортзалов (они примыкают к мусороперерабатывающей башне).
Один из центральных принципов японского национального мировоззрения, который мне глубоко симпатичен, – не причинять неудобств (по-японски «мэйваку») окружающим. И на обыденном уровне  – не мешать другим громким разговором по телефону или агрессивным парфюмом, и на более возвышенном – японцы задумываются о том, чем сделанное или произнесенное может отозваться в душе ближнего. 
 
На меня произвело впечатление, что после трагедии на АЭС «Фукусима» в официальных письмах японцы приносили всему миру извинения за неудобства и огорчение, которые они доставили своей трагедией другим странам. 
 
Японцы глубоко-глубоко, не на словах, а на деле  осознают и ощущают свою принадлежность к родной земле. Реальная и метафизическая связь с предками – весьма значимая часть (и залог) их существования. В Японии корни и традиции действительно жизненно важны. 
Социокультурные особенности Японии определяются географией (малая территория) и жесткой иерархией традиционного японского общества (крестьянин–ремесленник–самурай). Отсюда сложность перехода из одной группы в другую. Все это привело к высокой степени обращенности японцев внутрь себя, обострило чувство связи с предками. Такой взгляд  подкрепляется  синтоистской религиозной традицией одушевления природных явлений, объектов. Тут важен и элемент мистики – мир наполнен духами (добрыми и злыми), оборотнями (лисами, волками, зайцами). Неудивительно, что эти образы нашли прямое воплощение в  современных комиксах и мультфильмах манга и аниме.  Фигуры, олицетворяющие злых духов, нарисованные на стенах у входа в храм,  иногда очень напоминают злодеев из мультфильмов аниме, заполняющих вечерний прайм-тайм местного телевидения. 
 
Это объясняет и пристрастие японцев к предметам и вообще – к материальным объектам.
Может быть, коллекционные фигурки героев комиксов манга, популярные у нынешней молодежи, не столь изысканны, как старинные нэцке, но  лица и костюмы героев вырисованы и проработаны с не меньшим вниманием к деталям. Это сродни стараниям (если не ухищрениям) мастера-ювелира. Японцы все делают так – с подробностями. И не важно, о чем идет речь, – о рисовании,  составлении букетов, украшении кондитерских изделиий, сервировке стола, подаче еды, упаковке подарков...
Гречневая лапша соба так вкусна, что к чашке с ней подбирается даже покемон Бульбазавр.  	Фото автора
Гречневая лапша соба так вкусна,
что к чашке с ней подбирается
даже покемон Бульбазавр.      
Фото Варвары Ремчуковой
Жители Японии работают больше, чем граждане других развитых стран, – иногда по 10–14 часов в день. Поэтому и отдыхать здесь принято самозабвенно, чтобы перезагрузить психику. Экстенсивные, привычные нам коллективные формы освоения свободного времени – танцы, кино, концерты – все это, конечно, есть. Однако создается впечатление, что индустрия развлечений в Японии основной упор делает на отдых каждого человека в отдельности (поодиночке). Максимальное удовольствие японец получает от развлечения самого себя, используя все современные технологии и опции, но не покидая границ внутреннего мира.
В модном у токийской молодежи районе Сибуя можно увидеть квадратные километры площадей, отведенных под игровые автоматы, компьютерные клубы, фотокабинки с функцией встроенного фотошопа, позволяющего японкам выходить на фотографиях похожими на голливудских актрис. Популярны и кафе, в которых официантки одеты и ведут себя как горничные, в игре нянча  «внутреннего ребенка» посетителя. Я наткнулась на суши-бар, где клиенты сидят за компьютерами, выставленными  в ряд, и заказывают еду посредством сенсорного экрана. Заказ в течение пяти минут безошибочно доставляет мини-робот, подъезжающий к клиенту по рельсам.
Тем же вечером по дороге домой  можно свободно пройти в храм и запросто поучаствовать, например, в ночном служении в честь духа Зайца-оборотня.
Это не сказки. Просто есть у нас такой удивительный дальневосточный сосед – Япония. Хотелось бы почаще залетать к нему в гости.  

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
582
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
678
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
698
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
579

Другие новости