0
9882
Газета Стиль жизни Интернет-версия

12.12.2014 00:01:00

Музыкальная "шкатулка" Генуи

Наталья Осис

Об авторе: Наталья Осис – переводчик, писатель, доцент Генуэзского государственного университета.

Тэги: генуя, музыка, концерт, ораторий коронато, марко замбелли


генуя, музыка, концерт, ораторий коронато, марко замбелли Интерьер Оратория Короната завораживает своим пышным барочным убранством.

Благослови, Господь, студентов! Они не только могут научить нас жить легче и относиться ко всему проще, но и открывают иногда для нас совершенно новые страницы жизни… 

Тут надо признаться, что когда моя новая страница открывалась, я думала совсем не так. «Кой черт занес меня на эти галеры» – вот что думала я, когда, оставив детей дома, направлялась в полной темноте куда-то в странный и весьма удаленный от центра Генуи квартал. Мне предстояло выехать из центра, пересечь промышленную зону, въехать на одну из высоких гор, что окружают город и теснят его к морю, и только там, на горе, найти церковь, в которой должен был состояться концерт. На этот концерт (с участием одного моего студента) я напросилась сама и теперь ехала туда,только потому что уже неудобно было отказаться… 

Ораторий Короната (в честь коронованной Мадонны – по-итальянски «Мадонна Короната»), оказавшийся мрачной коробкой из нетесаного камня, вырезал черный прямоугольник в звездном небе, а под ногами рассыпались огни Генуи и светились далекие корабли на рейде. Вокруг было черно и мрачно, и к тому же ни души. 

С трудом отыскав в темноте вход, я ступила внутрь и поняла, как я ошибалась: это была вовсе не коробка, а шкатулка – ярко освещенная, с изумительной барочной росписью – золото на голубом – и  густо населенная вполне «концертной» публикой. 

Я тихо села с краю и успела подумать, что если концерт будет скучным, то можно будет воспринимать это как поход в музей: фрески от более пристального рассматривания только выигрывали. 

Концерт начинался очень мило и по-домашнему: у церковного служки звенел будильник, а у  одной из благообразных старушек в первых рядах – телефон. Будильник быстро нашли и дезактивировали, а вот обезопасить себя от телефона  оказалось нелегко. Телефон работал в бесшумном режиме, но рядом с микрофоном давал фидбэк. Перетряхнув три сумочки трех старушек и  отчаявшись найти нужную,  выключили микрофон, в котором, по правде сказать, и нужны никакой не было – акустика в оратории отличная. 

С первых тактов «Паваны» Габриэля Форе стало понятно, что искрящаяся изнутри золотом и лазурью Короната – не единственный сюрприз сегодняшнего вечера, а после нескольких минут прослушивания и сам термин «сюрприз» стал тесен. Такая музыка в этом странном месте  темной и ветреной ночью и  в таком исполнении, которого не всегда удостаиваются лучшие концертные залы мира, была не меньшим откровением. 

271-12-2_t.jpg
Дирижер Марко Замбелли возвращает
Генуе ее музыкальные традиции.
Фото с сайта www.congoncor.altervista.org

Термин тем более уместен, что группа энтузиастов, объединившихся вокруг дирижера с мировым именем Марко Замбелли (только вернувшегося из Москвы, где он дирижировал концертным исполнением «Анны Болейн» в Концертном зале имени  Чайковского), называет свои выступления «концертами духовной музыки» и исполняет ту самую музыку, которая когда-то была написана великими композиторами для церкви и которая в последнее время практически исчезла из повседневной жизни итальянских католических храмов.

Благородная инициатива «концертов духовной музыки братства Гонфалоне» является абсолютно некоммерческим проектом  (услышав это, я вспомнила театральную реальность России нулевых годов), и это значит, что музыканты братства  Гонфалоне не получают денег за концерты, а зрители не покупают билеты. И это не благотворительность в чистом виде –  хотя в самой концепции этих выступлений и заложено желание привлечь внимание общественности к уникальным архитектурным памятникам, находящимся не в самом лучшем состоянии. 

Но трудные времена переживают не только церкви и архитектурные памятники.  Музыкальная ситуация в  Генуе,  подарившей миру Николо Паганини, чьим именем названы консерватория и один из самых престижных музыкальных конкурсов, проходящих в Генуе ежегодно, «в целом может быть названа трагической», говорит дирижер Марко Замбелли, «поэтому мы решили, что можем сделать что-то сами: предложить хорошую музыку, в качественном исполнении в экстраординарном архитектурном и акустическом контексте. Кроме того, нам хотелось, чтобы музыка отвечала вкусам требовательных знатоков и не отпугивала неофитов, особенно молодых слушателей, чье возвращение в концертные залы я считаю нашим лучших достижением. Без них у музыки нет будущего – ни в Генуе, ни за ее пределами».

Генуя, большую часть своей истории существовавшая как буржуазная республика, никогда не занималась взращиванием у себя талантов, как это делал во Флоренции Лоренцо Великолепный. Поэтому таланты, начиная с Христофора Колумба, находили свое призвание и воплощение в других местах, но, если длина жизни им это позволяла, возвращались во всем блеске своей славы, чтобы сделать что-то для родного города. Ренцо Пьяно возрождал городскую архитектуру, Фабрицио де Андре – генуэзский диалект. Марко Замбелли возвращает Генуе ее музыкальные традиции. 

В преддверии Рождества его братство исполняет новую программу – «Мессию» Генделя. Однажды заявив, что его музыка будет звучать для всех, Марко Замбелли не отказался и от выступления для узкоэлитарного клуба генуэзских промышленников высшего эшелона. Парадная зала дворца XVI века, обычно закрытого для публики, была более чем достойна и музыки и дирижера. Члены клуба, натренированные на долгих собраниях советов директоров, показали себя безупречными слушателями. «Прихожане церкви Короната, для которых мы играли наш первый концерт, – смеясь,  вспоминал дирижер после концерта, – могли свободно встать посреди очередного музыкального отрывка и перейти на другое место, со страшным грохотом и скрипом таща за собой стул. Сейчас они, конечно, уже такого не делают».

Следующее выступление будет дано в монастыре Святого Августина («Внимание: помещение не отапливается!» – написано в программке). А завершится весь цикл рождественским концертом в самый Сочельник, в ночь… И теперь уже я, конечно, с огромным удовольствием думаю о том, как даже самой темной ночью я возьму с собой детей и  буду переезжать через страшноватую индустриальную зону, взбираться по узкому серпантину вверх, минуя тоскливые дома-коробки со слепыми окнами, и череду длинных заборов, и темные провалы пустоты то справа, то слева, чтобы оказаться на самой высокой горе, где, задирая головы, мы будем искать глазами первую звезду.

И прежде чем войти и сесть скраю на деревянной лавке, я обязательно подумаю в очередной раз: «Благослови, Господь, студентов!» Ведь даже чудеса на Рождество не случаются без них.

Генуя

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1390
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
896
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1599
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
1234

Другие новости