0
4844
Газета Стиль жизни Интернет-версия

28.08.2015 00:01:00

Литература создает компьютерные миры

Сергей Чекмаев

Об авторе: Сергей Владимирович Чекмаев – писатель-фантаст, сценарист и литературный редактор.

Тэги: литература, книги, книжная индустрия, компьютерные игры


литература, книги, книжная индустрия, компьютерные игры Если раньше книги боролись с радио, кино, ТВ, то теперь им противостоят еще и компьютерные игры.

В то время, когда критики массово хоронят бумажные тома и книжный бизнес в целом, а писатели носят по улицам гроб с надписью «Литература», только ленивый не посетовал, что чтение уступает место видеоиграм и социальным сетям. Но закулисные механизмы редко попадают в поле зрения общественности, иначе многие заметили бы, как литература помогает воплощаться в жизнь своим вроде бы очевидным убийцам – компьютерным и мобильным играм.

Парадокс: писатели поддерживают глобального конкурента в борьбе за редкие часы досуга современного человека. И не просто поддерживают – развивают и дополняют. Оказывается, без привычных образов, персонажей и сюжетов не может существовать ни один мало-мальски серьезный игровой проект

Ни для кого не секрет: драматургия – основа основ кино и телевизионного производства, а хороший сценарий делает половину успешного фильма. Так почему мы удивляемся, узнав, что игры, оказывается, не меньше старшего экранного брата нуждаются в текстовой подпорке? Без хорошего сценария не получится увлекательного игрового процесса, а ведь он должен быть даже в самой простой и примитивной стрелялке.

Допустим, известная фирма решила сделать игру о войне между марсианами и китайцами. Нарисовали китайцев, марсиан, марсианскую тарелку и много красивых китайских драконов. После этого возникает вопрос: а что здесь происходит? Почему они воюют? На этом этапе как раз и подключается автор, который выдумывает чудесную историю о том, как китайцы полетели на Марс и что с ними там приключилось.

И, кстати, сценарий – это лишь верхушка айсберга. В вышеуказанном примере автор создает инструкцию к марсианской тарелке, тактическое пособие по управлению драконами, подробно описывает достоинства и недостатки всех участников китайско-марсианской войны.

Я сейчас скажу страшное: люди не любят читать. И никогда не любили, а 100 лет назад – еще и в большинстве своем не умели. Причины резкого увеличения спроса на литературу в ХХ веке кроются не в ней самой, а в росте населения, повальном насильственном образовании, механизации производства и удешевлении печатных устройств, в разрастании среднего класса. И не в последнюю очередь в том, что писать наконец-то стали не только взращенные в роскоши высокообразованные гедонисты.

Люди не любят читать, если могут слушать, а еще лучше – смотреть. Да, научные дисциплины, например математику, проще и удобнее воспринимать со страниц учебников, чем в комедийных сериалах. Но все остальное, то, что относится к категории развлечений, куда интереснее воспринимается с экрана. И если раньше книги боролись с радио, кино, ТВ, то теперь им противостоят еще и компьютерные игры.

Согласно весьма приблизительной статистике, не более 3% пользователей внимательно изучают с экрана текст, если в нем больше одного-двух коротких предложений. Все остальные пробегают глазами тактико-технические характеристики игровых объектов, полностью игнорируя художественные описания. Они бы и вовсе ничего не читали, удовлетворяясь цифрами и пиктограммами.

Не более 3% пользователей внимательно изучают с экрана текст, если в нем больше одного-двух коротких предложений.	Фото Reuters
Не более 3% пользователей внимательно изучают с экрана текст, если в нем больше одного-двух коротких предложений. Фото Reuters

И что же теперь делать несчастному писателю? Ничего нового, все так же писать и писать для огромной аудитории, ведь 3% от среднего по успешности современного игрового проекта – это 30 тыс. человек. А 3% от аудитории сверхпопулярного World of Warcraft в период его расцвета – 400 тыс. пользователей. Где сейчас найдешь подобные книжные тиражи?

Современные игры содержат сотни страниц художественного текста, десятки тысяч строк диалогов… и у них всегда найдется читатель. Более того, многие проекты формируют свою литературу, описывающую исторические события и приключения героев вымышленного мира. Книги по играм, бумажные или электронные, все чаще дополняют основную вселенную, и слово «новеллизация» уже не кажется каким-то необычным пришельцем с Запада, где акулы бизнеса, как известно, готовы на многое, лишь бы извлечь из потребителя дополнительную копейку.

Но это еще не все. Как говорится, не можешь победить – возглавь! Именно писатели открыли портал в кросс-медийность и внезапно оказались более чем востребованы во всем многообразии индустрии развлечений. Потому что только писатель умеет создавать и поддерживать Миры, лишь у него получается увязывать в единую непротиворечивую палитру разноцветные мазки сюжета, интриги, диалогов и описаний, создавать единую Вселенную (как сейчас модно говорить – сеттинг), способную в дальнейшем проявиться во множестве медийных отражений: сериалах, экранизациях, комиксах. Не говоря уже о самих компьютерных, консольных или мобильных играх, большинство из которых строятся вокруг хорошо продуманных и успешно раскрученных сеттингов.

Но даже в том случае, если игра кажется легкой и доступной, если в ней нет глубоко проработанного сюжета и многостраничного сценария, не торопитесь заносить ее в писательский пассив. Со стороны практически незаметен труд людей, создающих внутренние тексты, так называемую библию мира (на профессиональном языке этот набор документов обычно называют «лором»). Совокупную энциклопедию знаний, которая описывает происходящее на экране перед игроком, а также многое из того, что он никогда не увидит. То есть – разрабатывает нарративный дизайн.

Попробую объяснить на примере известной многим игры Angry Birds. Казалось бы, она – лишь простенький логический таймкиллер, «убийца времени», отличный способ скрасить ожидание и отвлечься на полчаса. Однако за кажущейся простотой стоит серьезная работа. В демо-роликах нам мало рассказывают о противостоянии героев и их врагов, но птицы – вообще характерный образ. Давайте просто вспомним, на гербах скольких стран присутствуют гордые и свободолюбивые пернатые, начиная от США, России и Германии и заканчивая Польшей. Даже у французов есть свой норовистый галльский петух. Получается, что птицы по умолчанию – «наши». И вот у таких положительных персонажей грязные свиньи похитили… яйца, то есть – нерожденных детей. Понимаете теперь, какой глубокий смысл заложен в незатейливую историю о злых птичках? Это и есть нарратив – визуализация смыслов.

Да, книжная индустрия находится в кризисе – это непреложный факт, и все больше перспективных авторов уходят в смежные медиа. Но так же как и на конвейере киноблокбастеров и телесериалов, в игровой индустрии нуждаются в отточенных навыках работы с текстом.

Миру, как и прежде, необходимы писатели, но писатели должны меняться вместе с миром. Здесь и сейчас нужны разработчики сеттингов, создатели персонажей, мастера истории и диалога. Современный писатель должен уметь выражать мысль максимально емко; работать в команде и принимать критику; прекрасно управлять событийным битом – формат подачи таков, что отсутствие сюжета и конфликта не скрыть за цветастым слогом и описанием действий ради действий.

Писатель по-прежнему востребован. Смахнем со лба трудовой пот… и продолжим работать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1490
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1700
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1802
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4131

Другие новости