0
4071
Газета Стиль жизни Интернет-версия

04.02.2016 00:01:00

Как странно. К 45-летию фильма "Начало"

Лариса Миллер

Об авторе: Лариса Емельяновна Миллер – поэт, прозаик, эссеист.

Тэги: кино, начало, жизнь, поэзия


кино, начало, жизнь, поэзия Все-таки непонятно устроен мир. Фото Евгения Никитина

«Странно», – недоуменно повторяет Паша Строганова, героиня фильма «Начало», удивляясь тому, что после столь успешного дебюта в кино на нее нет спроса, никто не зовет сниматься.

Странно, как в самом деле странно устроен мир. Но странно еще и то, что кто-то когда-то незаметно внушил нам, что существуют причинно-следственные связи: поступил хорошо, получишь награду, тебе зачтется.

А вот не зачтется, а вот не будет тебе награды. И вернешься ты, как Паша Строганова, в свой заштатный городок к своим будням. И, более того, еще и потеряешь любимого человека. Да как же так? Никаких волшебных перемен в судьбе после столь вдохновенно сыгранной роли, после такого взлета?

«А кто тебе сказал, что ты должна быть счастлива?» – нечто подобное воскликнул Мандельштам в разговоре со своей Надей. Но кто-то ведь внушил нам, что если... то. Только, видимо, не объяснил, в чем будут перемены. И не просто перемены – тектонические сдвиги. А они происходят только внутри. Паша, которая вроде бы вернулась к прежней жизни, эта не та Паша, что была прежде. Она другая. Она стала мудрее и богаче. Богаче внутренне. И не только потому, что потрясающе сыграла Жанну д'Арк, но и потому, что столкнулась с «неизбежностью странного мира». Только такие перемены нам гарантированы, хотя мы не всегда их осознаем. Да и радоваться им бывает порой трудновато. Зато, если есть душа и ум, подобное обогащение нам обеспечено. И то при условии, что хватит сил, пережив разочарование, не пасть духом и держать удар.

Тогда все на пользу: и обманутые ожидания, и погибшая любовь, и разбитое сердце. Потому что гораздо интереснее не принимать все как должное (мол, отдал – получил), а принимать все хорошее как чудо, как нечаянную радость, всплеснув руками и воскликнув «ах».

Причинно-следственных связей нет, но существуют бонусы – вещь весьма случайная, на которую глупо рассчитывать.

Думаешь: все впереди – успех, слава, счастье… 	Кадр из фильма «Начало». 1970
Думаешь: все впереди – успех, слава, счастье… Кадр из фильма «Начало». 1970

Но как же замечательно повторяет Паша это «странно»! Столько лет прошло, а забыть невозможно. Действительно странно. Только и делаешь, что удивляешься. Жил-жил, привык, втянулся, и  вдруг «холодок бежит за ворот», но не от свежего утра, а откуда-то из близкой бездны, которую еще не видишь, но присутствие которой не можешь не ощущать.

А смена ландшафта?.. Где те люди, что тебя окружали, даже были условием твоего существования? Куда они делись? Да все туда же, в ту самую бездну, чей «холодок бежит за ворот». Как же так? «И после сладчайшей из чаш в никуда?»

Странно, как все странно. Хорошее чувство, однако. Оно не дает клевать носом и держит в тонусе. Все странное хочется постичь. Во всяком случае, оно не дает покоя и заставляет удивляться. Считается, что пока способен удивляться, живешь.

* * *

Все страньше и страньше...

«Алиса в Стране чудес»


Все страньше жизнь моя 

и страньше,

Еще странней она, 

чем раньше,

Еще причудливей, чудней,

Еще острей тоска по ней –

Чудной и чудной. 

Что же дальше?

А дальше – тишина, стена...

Смотри-ка, лампа зажжена

В чужом окне, где жизнь чужая

Проходит, старый провожая

…А возвращаешься в свое захолустье, и нет никакой тебе награды. 	Фото Александра Анашкина
…А возвращаешься в свое захолустье, и нет никакой тебе награды. Фото Александра Анашкина

И привечая новый миг.

Попробуй не сорвись на крик

И не воскликни: «Стой, 

мгновенье,

Постой», но ветра дуновенье

Возможно ли остановить?

Сухие губы шепчут: «Пить».

А может, «Жить». 

Дадут напиться,

Но жажда вряд ли утолится.

И длится бег ночей и дней,

Чей тайный смысл 

все темней,

А видимый и чужд и странен...

Любой из нас смертельно 

ранен

И мучим жаждой без конца,

А из тяжелого свинца

Небесного всё льют живые

Живые воды дождевые.

***

Я так долго была молодой,

Баба старенькой, мама 

бессмертной.

Жизнь так долго была 

милосердной,

Окружая воздушной средой

Все привычное – дом 

и семью,

Весь рисунок под облаком 

пенным,

Что казался почти 

неизменным.

Вдруг взглянула – и не узнаю.

Вдруг хватилась – и нет 

никого.

И от жажды умираешь над ручьем. 	Фото Евгения Никитина
И от жажды умираешь над ручьем. Фото Евгения Никитина

Вдруг хватилась – и не 

досчиталась

Тех, с кем дивно когда-то 

леталось.

И бессмертных ну ни одного.

Да и я... Разве та – это я? –

Как поэт вопрошал 

справедливо.

Что же делать? 

Наверно, «счастливо»

Пожелать им, всю горечь тая.

Пожелать и ушедшим и той,

Той себе, что жила здесь 

однажды,

Над ручьем умирая от жажды,

Наслаждаясь земной 

                               маетой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1899
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4534
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2472
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2826

Другие новости