0
5404
Газета Стиль жизни Интернет-версия

25.04.2017 00:01:00

Бездуховное танго и пошлый вальс

Вадим Черновецкий

Об авторе: Вадим Михайлович Черновецкий – литератор.

Тэги: культура, традиции, общественное сознание, прогресс, молодежь, классика, импрессионизм, танго, вальс, тверк


«А я не стала ему позировать, подумала, что он маляр...»	Фото Reuters
«А я не стала ему позировать, подумала, что он маляр...» Фото Reuters

Многие люди – как правило, вообще не знакомые с современной качественной литературой – уверенно заявляют, что читать сейчас нечего, вот то ли дело раньше, лет двести назад... Что ж, тогда действительно был золотой век русской поэзии. Но проблема в том, что тогда, в первой трети XIX века, люди говорили то же самое. В литературе застой, читать нечего, то ли дело раньше... И это при жизни Пушкина, Лермонтова, Грибоедова!..

Почему такое происходит? Потому что современников в принципе трудно признать гениями. «Что мне сделать, чтобы стать великим?» – «Ну, для начала умереть». – «А дальше?» У современника сопли текут. У современников бывают любовные похождения. А что за гений с соплями и похождениями?.. Гением может быть только памятник. А памятники живым не ставят.

Кроме того, из прошлого до нас доходит лишь лучшее – в музыке, литературе, живописи... Потому невольно кажется, что в прошлом жили исключительно гении. А в настоящем мы видим все: и лучшее, и среднее, и худшее. Причем худшее порой заметнее лучшего. Вот люди и думают, что «сейчас одна фигня». Лучшим надо еще интересоваться, надо дать себе труд его разглядеть... А все ли на это способны?

Главное же – такова природа консервативного сознания, что сейчас-де падение нравов, а вот раньше было лучше. А обыватель по определению консервативен. А большинство людей как раз обыватели. И плевать, что первая из дошедших до нас жалоб на то, что молодежь нынче не та и мир катится к чертям, не то что раньше, – была написана пять тысяч лет назад в Древнем Египте. Если факты не вписываются в нашу теорию – тем хуже для фактов.

В середине XIX века традиция продолжилась. Известный критик, философ и публицист Максим Антонович, автор термина «золотой век», в 1863 году писал в журнале «Современник»: «Теперь же в нашей литературе наступил век железный и даже глиняный». И это при жизни Толстого, Достоевского, Тургенева, Гончарова... Ну а что, сопли есть, памятника нет – какое тут может быть величие?

И это не только в литературе, но и в культуре вообще. И не только в восприятии обывателей, но и многих умных, продвинутых людей.

В начале XIX века вальс казался верхом пошлости и разврата. Мол, партнеры в танце слишком близко друг к другу, слишком откровенно прикасаются, и, если вы честный человек, после такого остается только жениться. Сейчас вальс – что-то очень старомодное и классическое, верх благопристойности.

В последней трети XIX века зарождавшийся тогда во Франции импрессионизм реалисты Академии гнобили как бездарную мазню. Теперь импрессионизм – классика модернистской живописи и любимое направление у многих культурных людей.

В начале XX века непристойным называли фокстрот. А Герман Гессе в «Степном волке» отзывался о джазе как о примитивной, вульгарной похоти. Говорят, кстати, что у американских негров слово jazz тогда действительно значило не что иное, как «секс». Теперь это опять же образец утонченной, изысканной музыки, где-то даже смыкающейся с классикой – например в творчестве Джорджа Гершвина.

Потом верхом пошлости и разврата стало аргентинское танго, которое даже запрещали танцевать с женщинами, – полиция за это арестовывала. Потому аргентинские мужчины танцевали танго друг с другом. Сейчас это стильный, интересный, романтический танец – и тоже с оттенком старомодности. Дикими скорее уж кажутся кадры того времени, где в Буэнос-Айресе два мясника в фартуках, обнявшись, танцуют танго. Нелепым выглядит не танго, а запрет на исполнение его с женщинами.

В середине XX века многих людей и на Западе, и в Советском Союзе ужасал своей непристойностью танец буги-вуги. Сейчас это тоже что-то старое, доброе, воспетое в веселой песне группы «Зоопарк».

«Горизонтальному желанию» грозит участие травмпункта.	Фото Reuters
«Горизонтальному желанию» грозит участие травмпункта. Фото Reuters

Во второй половине XX века Фаина Раневская, судя по всему, тоже считала образцом пошлости и бездуховности культуру хиппи, стиляг, рокеров. «Мне бывает очень тяжело, очень грустно, когда я смотрю на длинноволосых «модерняг» с пустыми глазами», – писала она 30 января 1976 года моему дяде Марку Сикоре. Теперь – в фильме «Стиляги», например, и не только – они предстают свободными людьми в несвободном обществе, то есть кем-то явно хорошим.

В литературе чем-то похожую судьбу имеет Сергей Довлатов. Несколько десятков лет назад его проза воспринималась многими как попсовое развлечение эстрадного типа. Даже его близкие друзья и соратники Вайль и Генис, легендарные «двое с бутылкой», признавая, что читать Довлатова интересно, приятно, до какого-то момента искренне считали, что ничего по-настоящему большого, значительного он так и не создал. Они даже сочувственно передали ему сетования читателей, которые еще ждут от него «важную, толстую вещь». В ответ Довлатов непристойно отшутился на предмет того, о какой именно «важной, толстой вещи» могла идти речь.

Вскоре после этого Довлатов умер (но отнюдь не от моральной травмы, нанесенной ему этими словами друзей). Никакой «важной, толстой вещи» он так и не написал. Но изменилось само восприятие литературного творчества. Чтобы быть большим литератором, вовсе не обязательно писать толстые трагические романы с пафосной моралью в конце. Вполне достаточно остроумно, живо, глубоко показать веселый и грустный абсурд бытия в легких для восприятия повестях и рассказах. Так Довлатов из «попсовика-развлекушника» стал культовым писателем современной литературы.

Если вернуться к теме танцев, то теперь верхом аморальности кому-то кажется тверк. Что ж, в нем действительно есть какая-то половая призывность. Но любой танец в конечном счете – это «вертикальное выражение горизонтального желания», как сказал Бернард Шоу. Такова его природа. Наиболее эротичны, на мой взгляд, восточные танцы, изначально для того и созданные, чтобы наложницы из гарема возбуждали султана перед актом любви.

И ничего, теперь эти танцы можно увидеть где угодно. Многие мужчины втайне вожделеют красивых девушек с малым количеством одежды, которые, как говорят профессионалы, «танцуют Восток» в каком-нибудь ресторане. Но теперь это нормально и прилично... потому что привычно. Не удивлюсь, если точно так же будет восприниматься и тверк, когда примелькается. Говорят, кстати, что он очень напоминает гавайские народные танцы, которые там давно уже норма.

Прежде чем осудить что-то новое в культуре, стоит вспомнить обо всем этом и понять, насколько все относительно. Вполне возможно, что то, что сейчас ужасает, через какое-то время станет чем-то классическим и даже старым добрым. Иногда само культурное явление должно пройти для этого некую эволюцию, вырасти над собой. Но часто хватает и эволюции общественного сознания.

Если бы люди всегда отвергали новое и маниакально «держались корней», то верхом цивилизации был бы для них костер в пещере, а верхом культуры – наскальная живопись.

«Главное – сохранять традиции предков!» – сказал дикарь, доедая чужую ляжку.

В каком-то смысле эстетический и этический прогресс – это постоянное расширение границ дозволенного (конечно, если это не причиняет никому реального вреда). Это постоянное освобождение человека. А чем свободнее человек, тем больше у него возможностей быть счастливым.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
1972
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
2751
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2067
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
3707

Другие новости