Афроамериканская грусть Алексея Колосова. Фото со страницы джазового конкурса Big Sky в «ВКонтакте»
Знакомый рокер как-то обратил внимание на парадокс.
Лучший жанр популярной музыки XX века? Блюз! Тут согласны почти все. Ведущие группы мира Led Zeppelin, Rolling Stones, Who, блиставшие во многих жанрах, все выросли на блюзе.
Худший жанр популярной музыки XX века? Рэп! Большинство хоть самим себе, но это признают, отложив политкорректность.
Политкорректность, кстати, здесь посрамлена, ибо и тот и другой жанры созданы афроамериканцами. Одна загвоздка: блюз они создали, работая на плантациях, полуголые под солнцем Миссисипи, под ударами плетей. Рэп – сидя на вэлфере, все «в шоколаде», мехах, златых цепях, приторговывая героином.
Одно это сопоставление сдувает пыль расизма: афроамериканцы подвержены тем же законам, что и все творцы.
Вспомнить хоть русских писателей: Достоевский на каторге и потом – на «каторге» (так он аттестовал свою последующую жизнь в кандалах уже не железных – денежных) и… творец «иронического детектива», «дамского романа» в своем подмосковном замке, в виртуальном подвале на цепях – негры «литературные». Кстати, единственные, кого сейчас можно назвать «негры». Вообразим от противного: «литературный афроамериканец», и посмеемся…
Известную формулу «блюз – это когда хорошему человеку плохо», я проверял на известном российском блюзмене Алексее Колосове.
Саксофонист Игорь Бутман: джаз, перетекающий в блюз и наоборот.
Фото Reuters |
Алексей Колосов – джазовый музыкант, композитор. 23 года вел авторскую программу «Когда не хватает джаза» на радио. Он автор музыки к пяти фильмам: «Дневник профессора Готье», «Игра в джин», «Потерянные в раю»… В последнем альбоме Колосова, записанном с проектом Big Sky, специальным гостем выступил скрипач Михал Урбаняк – мировая звезда, на фестивале в Монтре (1971) признан лучшим джазовым скрипачом Европы.
С 2003 года Колосов – арт-директор международных культурно-музыкальных проектов Российско-Норвежского джазового фестиваля, международных фестивалей «Балтийский джаз», Moscow Jazz Open, Jazz Travel (Россия, Польша, Финляндия), «Москва–Рим-2011», Montenegro Jazz Open…
Но я, по счастью, справками не ограничивался, побывав на недавних концертах Алексея. И убедился: бросив в зал эдакую вуалетку двух-трех джазовых композиций, почувствовав контакт, Колосов переходит к блюзу... А контакт переходит в сопереживание. В культурном центре «Дом на Патриарших» его ансамбль составился из студентов: Катя Шаповалова – ударные, Влад Агафонов – бас-гитара, Анна Онищук – клавиши. Все – ученики известных музыкантов.
Играли давно популярные пьесы «Ночное шоссе», «Блюз рыжего Тишки», классическую «Арбат-Буги». Из новых вещей «Тайна», «Варшавские страницы», «Остров теплого ветра», «Пришел из ноября»... Концерты в формате «Алексей Колосов приглашает друзей» собирают вдумчивых людей, ценителей джазовых увлекающих волн. Возможно, лишь автор этих строк выбивался из атмосферы общей расслабленности, вспоминая громоздкую сверхзадачу: определение формулы русского блюза, твердя опорную цитату.
Второй год Колосов ведет международный музыкальный социокультурный проект Jazz Big Sky, отыскивая таланты по России, сопредельным странам и далее: на завершившемся недавно конкурсе победительницей в номинации «Джазовая композиция» стала Светлана Варава из Словении. В жюри нынешнего были Лариса Долина, Александр Журбин, польский композитор Лешек Кулаковски.
Американский музыковед Джеймс Коллиер в книге «Становление джаза» отмечал: «Блюз родился на основе негритянского трудового фольклора («уорк-сонг») 1880–1890-х годов»; «…тяжелый труд на плантациях, строительстве дамб, в лагерях лесорубов…»
Легендарный белый блюзмен Эрик Клэптон (трижды в Зале славы рок-н-ролла, семижды обладатель премии «Грэмми») на восторги мировой прессы, что «он – лучший блюзмен мира» лишь вздыхал: «Настоящие блюзы пели на плантациях, а мы – в уютных студиях»…
В общем, «Ей царевич отвечает: блюз-тоска меня снедает». Может, Алексею Колосову тяжело было учиться параллельно в Гнесинском училище (класс классической гитары) и на факультете журналистики МГУ? Тяжко далась защита диссертации «Театрализованные формы джазовой импровизации»? Но, честно, подобные «тяготы» – мечта очень-очень многих.
Вел программы «Беседы о джазе» на радио «Юность», затем рекордные 23 года «Когда не хватает джаза» на «Радио России». Конечно, тоже не «хлопковые плантации»!
Может, семья, тяжелое детство задели струну блюза («печаль» в переводе с английского)? Но тут и вовсе! Мама – всенародная любимица Людмила Касаткина, и отец – блестящий кинорежиссер Сергей Колосов были просто уникальным дуэтом: 62 года вместе, ушли в иной мир почти в один день. И самые злоречивые журналисты обходили их, лишь почтительно перечисляя симпатизантов знаменитой «укротительницы тигров»: Павел Кадочников, Жерар Филипп…
По воспоминаниям Алексея Колосова: «В их круге не было зависти, конкуренции, лишь доброжелательность и великодушие. Лучшими уроками для меня стали сами их отношения. Мама говорила, что всю жизнь укрощала саму себя. Она умела в спорных ситуациях сразу просить прощения и раскаиваться. Отец часто повторял, что на такую жену невозможно рассердиться. Мама была ослепительно жизнерадостной, заряжала всех своим даром оптимизма. Между родителями всегда чувствовалась крепкая духовная связь…»
После «сэйшена» на Патриарших Алексей Колосов пояснил журналистке Алле Сущинской: «Музыкальная двойственность блюза: минорный музыкальный колорит в сочетании с ритмической пульсацией, которая как биение сердца утверждает жизнь (жизнелюбие). Подобной нет более ни в какой музыкальной традиции. Жизнеутверждение, несмотря на грусть от несовершенства мира людей. Блюз своим существом говорит, что человек жив, пока его сердце бьется, как блюз, пульсирующим ритмом. А грустит русский блюзмен из-за несовершенства мира…»
В своей книге «Графический блюз» (2000) Алексей Колосов определил блюз так: «Это напиток для тех, кто снова хочет зажечь в душе живой огонь… Блюз согревает, как лучи вечно нового солнца… В нем горечь моей неизлечимой веры в светлые сказки».