0
14175
Газета Стиль жизни Интернет-версия

10.08.2017 00:01:00

Уходящее искусство поддавать

Дарья Еремеева

Об авторе: Дарья Николаевна Еремеева – прозаик, переводчик, старший научный сотрудник Государственного музея Л.Н. Толстого.

Тэги: баня, технология, русская нирвана, сауна


баня, технология, русская нирвана, сауна Баня – это не только пар и веники, но и женский клуб, душевная беседа. Фирс Журавлев. Девичник в бане. 1885. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Баня, в которую я ходила, была довольно скромным заведением, без дополнительных услуг. Здесь в кабинках стояли простые диванчики из кожзама и столики, рожденные еще на советских мебельных фабриках, в свое время одинаково скучно заполонявшие квартиры обитателей одной шестой части земной суши, а нынче придающие, по мнению некоторых ценителей, «атмосферность» заведению. Краны и трубы в душевых тоже были атмосферны, в некоторых даже с трудом настраивалась вода, и перепады температуры изрядно бодрили. Купель была небольшая, а бассейн и вовсе отсутствовал. И все-таки это была не простая баня, это была баня для избранных, для тех, кто понимает.

– Так теперь не делают, не умеют и все тут. Не помнят технологии, дурни, чего там... Парилка со сводами – это вам не хухры-мухры, – говорит старая банщица и массажистка Клава, впиваясь маленькими сильными руками в белое тело Ирины, отчего губастое лицо женщины-вамп, наколотое на Иринином плече, приходит в движение и искажается самым пугающим образом. У Ирины тату во всю спину: художник размахнулся широко и привольно, благо, площадь позволяет: тут вам и дракон, и лохматая красотка, и роза с огромными шипами.

– Все эти, что б их черти унесли, капремонты уже немало бань сгубили по Москве. – Клава говорит всегда прямо и резко, пробирает до самых костей, как и пристало хорошей массажистке. – Пластиком обивают, ироды, и тут вам и грибок, и всякая гадость, а вентиляцию делать вообще не умеют – дурни, чего тут.

– Я с вами согласна, Клавочка! Я слышала, именно так и акустику в Большом театре испортили! – вставляет Елена, стоящая поодаль и вся намазанная молотым кофе, включая длинные пальцы ног и маленький носик. У нее своеобразный рецепт красоты: гущу утреннего кофе она не выбрасывает, а собирает в баночку из-под крема и в бане использует вместо скраба. Такая вот высшая стадия кофемании.

– Вот и я говорю. – Клава, воодушевляясь, говорит громче и с яростью Георгия Победоносца впивается кулачком в морду дракона на пояснице разомлевшей Ирины. – Прогресс им подавай. А я 20 лет тут работаю и хоть бы одна в обморок упала в нашей парилке! Было пять случаев, когда выходили и падали, но чтобы в самой парилке – ни разу! Не удивлюсь, если в Большом падают в обморок прямо посреди «Лебединого озера».

– И снова вы правы, Клавочка, душновато стало в Большом. Я там теперь постоянно зеваю даже на любимых постановках. То ли кислорода мало, то ли просто исполнять стали плохо. – Елена живет прекрасным, в ее фигуре и в 50 лет сохранилось что-то от тургеневской девушки.

– Девочки, париться! – громко зовет тетя Зина.

Зина – мастерица поддавать, как никто, все бывалые это знают, и в бане начинается радостное движение. Открывается дверь, и из холла с кабинками в предбанник входят другие наши старейшины, плюс несколько неизвестных. Все встают в очередь к парилке. Мы осторожно, пригнувшись и зажмурившись, накрыв простынями плечи, гуськом входим в парилку. От густого пара почти ничего не видно, а между тем на полу уже лежат три самые опытные и самые сильные женщины нашей бани. Лежат, не шевелясь, на лицах блаженство. Это называется «под паром» или «русская нирвана». Нужно лечь заранее на пол и лежать пластом все то время, пока поддают в топку, размахивают веником под потолком и брызгают стены. Я тоже попробовала, но тут же сердце забилось, голова закружилась – русская нирвана не всякому под силу. Мы расстилаем полотенца и занимаем привычные места. Пар начинает опускаться, садится на плечи, на спину, бегут мурашки – особенные, банные мурашки. Даже не бегут, а ползут по всему телу сразу. «Хорошо! Эх, жизнь! Кайф! Ох, Зина, вы молодчина!» В этикет парилки входит обязательное прославление того, кто поддавал. Ведь это своего рода алхимия: сначала нужно ополоснуть пол, убрать березовые листья, потом хорошо проветрить парилку. Затем самое сложное, и это уже зависит исключительно от таланта и врожденного чувства меры: сотворить эликсир из заваренных трав (его делают заранее, чтобы настоялся) или эфирных масел, разбрызгать по стенам, развести в воде и – в топку. Тут важно закончить вовремя, не переборщить с ароматом и с жаром. Сегодня Зина сделала пар с хреном и солью – ее коронный номер – сильный, немного жесткий, пробирающий до костей и лечащий любой насморк.

– Ай! Крестик раскалился! – это вскрикнула девочка – чья-то дочь – и выбежала из парилки.

– А ты что хотела? Перед парилкой крест снимай. Вот и гадали в бане всегда. Без креста можно гадать. А с крестом нельзя! – это все та же Зина. Она родилась в деревне, с детства нянчила младших, и с тех пор брать себя заботу обо всех на свете сделалось ее привычкой и характером. – Люблю все сама. Если и позволю помочь, то разве похоронить. Саму себя в гроб не положишь.

Так она шутит.

– И то правда, – замечает тетя Маня-травница, сухая старушка – божий одуванчик. Она встает, поднимает сухой букет из донника и осторожно, ласково опускает им пар на нас. Разносится сильный запах меда. Маня с ранней весны до поздней осени живет одна на даче, чтобы «дать сыну с женой свободу в квартире», и пристрастилась собирать травы и сушить веники. В баню она несет с собой мешочки с травяными сборами, ароматные букеты из полыни и донника, чай с липой. Кажется, она и сама превратилась в сухостой, который уже ничто не берет.

– Маня у нас импрессионист – ее пар ароматный и легкий. А вы, Зина, – соцреалистическая живопись с вашим хреном и солью. А Ира – авангардистка, ей бы все эксперименты с ароматическими маслами проводить.

– А вы сами, Елена, какая живопись? – интересуюсь я.

– А я искусствовед, я только рассуждаю и классифицирую.

– Ой-ой, деточки, я сейчас, я вернусь. – Это 80-летняя тихая кривая старушка Светлана Петровна, которой почти всегда становится плохо в парилке, она выходит отдышаться и тут же снова заходит. Баня – ее жаркий спор со старостью, если угодно – ее игра со смертью и вызов судьбе. Вернувшись, она садится на лавку и, словно успокаивая саму себя, твердит: «Эх, деточки, хорошо!»

– Чует мое сердце, что ненадолго это наше хорошо! – раздается детский голос Анны. Анна – бухгалтер и любит, чтобы во всех сферах жизни дебет сходился с кредитом. Если хорошо, то ненадолго. Если плохо, то это за то, что было хорошо. К сожалению, Анна оказалась не так уж неправа – нашу баню все-таки закрыли на модернизацию.

Все опечалились и разбрелись пережидать несчастье и на поиски иных мест. Я пошла в бассейн Ч., где, по слухам, была сауна. В советские времена туда было трудно попасть, теперь это средней руки спортивный центр. В женском отделении Ч. преобладает особый тип московских старушек: шароварчики, кудряшки, туфли на невысоком, но все же каблучке. Густая тушь, веки голубым, помада, духи. Все это аккуратно смывается в душе, но после бассейна и бани снова наносится тщательно и долго.  Это жены советской элиты с Фрунзенской набережной. У многих мужья давно умерли от нервной работы и политических интриг, и вдовы (часто моложе их) продолжают по привычке следить за здоровьем и развлекаться. Любимым их местом остается бассейн в Ч. Он открытый, и там можно плавать даже в морозы: густое облако пара над водой создает воздушную подушку. Однажды мне попалась старушка, плывущая в вязаной кофте.

– Неужто в кофте теплее? Она же мокрая! – поинтересовалась соседка с фиолетовыми бровями и чалмой с брошью.

– Мне – теплее, – ответила старушка и гордо поплыла дальше.

Я не питала иллюзий насчет Ч., но все оказалось не так скучно. Надпись на дверях сауны (очень большими буквами) была заметна издали:

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Лить воду на камни,

Пользоваться средствами по уходу за телом,

Вносить сильнопахнущие вещества,

Пользоваться вениками,

Входить в сауну в купальнике.

Из всех пунктов в Ч. выполняется только последний. Все чинно входят, как положено, – без купальников, садятся и переглядываются. Кое у кого пластиковые бутылки в руках. У одной дамы большой пакет подозрительного вида. «Ну что, девочки, никого там?» Выглядывают за дверь – нет ли поблизости персонала. Поддают, достают веник и лупят друг друга с азартом нашкодивших подростков. В завершение собирают листики от веника в пакет, туда же пустые бутылочки из-под «поддавала», и никаких улик. И все же это лишь сауна, на миг превращенная в баню.

А нашу все-таки модернизировали. Обили пластиком, подняли цену и поставили турникеты. Уже не попросишь у Клавы разрешения посидеть подольше, и та не махнет рукой: да на здоровье, девочки. Нет, теперь не забалуешь. Тетю Клаву отправили на пенсию, и все остальные не ходят туда кто из солидарности с Клавой, а кто по финансовым причинам. Бухгалтер Анна, например, считает, что соотношение «цена–качество» теперь не соблюдено. Я тоже не хожу: пусть наша баня запомнится прежней, со всеми ее действующими лицами, травяными запахами, разговорами и шутками. И я не нашла ей замену, ведь это не хухры-мухры, как говорила Клава, это уходящее искусство, как говорила Елена.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
647
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
642
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
524
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
357

Другие новости