Еще несколько лет назад горожанам в центре приходилось пробираться между рядами припаркованных машин. Фото PhotoXPress.ru
В момент, когда теплые летние дни, каждый из которых как отпуск, сменяются хмурыми осенними днями-буднями, важно не запереть себя в квартире. Традиционный российский обычай «чуть похолодало – общение переводим в формат домашних посиделок» сегодня актуален для регионов, а точнее, лишь для небольших городов, в которых нет моллов или досуговых центров. В населенных пунктах покрупнее молодежь в последние годы привыкла с улиц и из парков при первых признаках похолодания перебираться в торговые центры, где можно провести время, не опасаясь непогоды. Однако Москва опять меняет моду. Москвичи обживают городские пространства под открытым небом, и это понятно почему – обилие уличных кафе и обновленные парки позволяют москвичам задержаться на улицах даже осенью.
Несколько лет назад мне не раз приходилось слышать от москвичей и тех, кто приезжал в столицу в гости: «Москве не хватает еще хотя бы нескольких месяцев лета и тепла – тогда это было бы прекрасное место для жизни». Было бы тепло, тогда бы, мол, на улицах прижились и открытые кафе, и горожане, глядишь, побольше бы гуляли, а не сидели по домам. А наш климат, дескать, не позволяет сидеть на улице в ноябре, как в Берлине, а в октябре проводить выходные в парке. Ну а раз климат не позволяет, то и не к чему пешеходные улицы… Зачем скамейки там, где проносящиеся с бешеной скоростью машины обливают прохожих потоками грязной воды?..
Такое отсутствие выбора возмущало многих моих друзей, да и меня тоже. Ведь одно дело, если решение сидеть дома – твое собственное и оно чем-то обосновано. Совсем другое – если ты не показываешь нос на улицу из-за того, что пойти попросту некуда, а в те места, что есть в наличии, лучше не соваться. Отсылки к климату и короткому лету были чем-то вроде лекарства, которое помогало заглушить неудовлетворенное и какое-то детское желание остаться погулять подольше.
Изменить климат в Москве, естественно, невозможно, однако когда стартовала «Моя улица», выяснилось, что если создать нужные условия, то горожане сами выйдут тусоваться на улицы, а предприниматели тут же постараются обеспечить их всем необходимым. При этом, конечно же, по старинной московской привычке и те и другие хорошенько поворчат на тему неудобств, доставленных строителями. Но ворчание ворчанием, а за одной пешеходной улицей появилась другая, третья, и незаметно в городе под открытым небом возникло немало мест, где можно провести время с друзьями. Более того, появился и сам формат уличного общения, который мы раньше видели только в фильмах «про заграницу». Это все же не реинкарнация чинных советских прогулок и не возрождение постсоветских неформальских сборищ, а нечто совершенно иное.
Сегодня центральные улицы – пространство
не только для автомобилей, но и место для отдыха с прекрасным видом. Фото агентства «Москва» |
Кафешки и скамейки у вузов, метро, да и просто на улицах теперь заполнены молодыми людьми, которые, попивая кофе или чай, что-то пишут, выполняют задания, ждут товарищей или беседуют. Поглядев на них, тут же усаживаются горожане постарше, осознавшие, что уличное пространство в Москве сегодня стало местом не только для автомобилей, но и для людей. Сама улица, даже без столиков, стульев и зонтиков кафе, лишь с каким-то подобием лавочек является удобной локацией для общения. Если установили удобные стильные скамейки – улица превращается в клуб по интересам, тихий сквер становится штабом для мозгового штурма потенциальных стартаперов или аналогом будуара для сплетниц большого города. «Как же раньше мы обходились без всего этого и почему раньше теснились по квартирам, подъездам и клубам?» – задаются иногда вопросом те, кто склонен к бесплодным размышлениям. «А где было собираться простым горожанам?» – отвечают те, кто хранит воспоминания о Москве хотя бы пятилетней давности и пытается найти в памяти такое место в центре. Клубы, как уже говорилось, не в счет – это своя, отдельная культура. А были ли они вообще, улицы, парки и площади, на которых хотелось остаться не только летом, но и осенью? Манежка, Арбат, пара бульваров, что еще? Не Кузнецкий Мост же, где надо было ухитриться, чтобы протиснуться мимо грязных припаркованных машин, не Тверская же, где из-за рева моторов услышать собеседника можно было, только если он орал на ухо. Не парк Горького же, где надо было платить за вход и за право подышать шашлычным дымом. И не ВДНХ, отдаленные уголки которой еще несколько лет назад были похожи на обветшавшие районы города Припять, покинутого населением.
Сейчас на Тверской – липы, на Кузнецком пары гуляют в обнимку там, где когда-то были брошены как попало автомобили, в парке Горького – танцы, музыканты и скейтеры всех мастей, а павильоны ВДНХ приближаются к идеальному состоянию.
И это только центральные и попсовые точки, которые приходят на ум, а ведь у каждой небольшой компании такие места встречи свои. Здесь собираются модники, там – любители китайского чая, тут – фанаты «Звездных войн», но ты пройдешь мимо, не замечая их. Ну компания и компания… Ведь это не сбор эмо из недалекого прошлого Манежки и не толпа готов с Чистых прудов 10-летней давности. Это сгусток горожан, сконцентрировавшихся в одно время в одном месте, не собирающихся себя специально идентифицировать. Чтобы весело тусоваться на улице, сейчас не надо относиться к какой-то неформальной группе, ведь улицы тем и хороши, что открыты для всех.
Еще одна примета времени – самодеятельные уличные экскурсоводы-краеведы, которых раньше в городе было не сыскать днем с огнем. Они осваивают новые форматы и жанры презентации города – не только привычные лекции разной степени унылости, но и остросюжетные квесты и даже расследования. Широкие тротуары позволяют группе любителей истории не только прогуляться, но и разглядеть здания, мимо которых раньше приходилось лишь пробегать, увертываясь от автомобилей и теснящихся на узком тротуаре прохожих.
Коммерсанты, видимо, первыми узнают все новые локации и пытаются извлечь из новой реальности выгоду. Одни начинают продавать товары для сложившейся аудитории – привычные или экзотические напитки, еду новых форматов, другие сами стараются собирать сообщество под свой товар. Чиновники говорят, что поток пешеходов после недавнего благоустройства улиц увеличился в два–четыре раза, это значит – у бизнесменов стало больше возможностей для заработка, а у нас больше шансов остаться с пустым кошельком.
На улицах становится все интереснее, и горожан, которые осознают, что в Москве жизнь есть и за пределами квартиры, торгового центра, бара и автококона, становится все больше. Они выходят за двери и вливаются в новое сообщество пешеходов, которые готовы гулять по городу и наслаждаться им в любую погоду. Сегодня мегаполис уже готов принять на своих площадях всех желающих, а значит, не важно, сколько месяцев в Москве длится лето, важно лишь то, что можно самим будет выбирать, что делать – остаться дома или погулять еще чуть-чуть, даже если погода совсем испортилась.