В поединках важно перетекание чи – таинственной внутренней энергии бойца. Фото Александра Морозова/PhotoXPress.ru
В разных направлениях и школах боевых искусств переход на следующий уровень обучения и мастерства осуществляется по-разному. У нас в боксе и самбо – разряды и звания мастера спорта и кандидата в мастера спорта. В карате и айкидо – разного цвета пояса. В ушу поясов нет, но есть система экзаменов. И экзамен я не сдал!
В сущности, я попал на ушу из йоги (через цигун). В йоге на продвинутых ступенях много внимания уделяется внутренней энергии – пране. В цигун – тоже. Вот я и решил пойти на ушу, где уделяют время не только силе удара, но и внутренней энергии – по-китайски ци или чи.
Как я теперь понимаю, глупость, конечно, сделал. Не так надо было поступать! В Китае классический путь мастера единоборств – от «физических» разновидностей шаолиньских стилей к внутренним стилям ушу – Син И Цуань, Багуа Чжан и Тайцзи Цуань. В шаолиньских стилях уж если бьешь – так бьешь, а если ломаешь – так ломаешь.
А мне сразу захотелось постичь внутреннюю силу! И я сделал наоборот! Cделал все не так! Я сначала пошел на внутренние стили!
Мало кто обращает внимание при выборе внутренних стилей ушу, что великий мастер Сунь Лутан, известный своей любовью к ним, с 12 до 40 лет занимался шаолиньскими стилями, то есть 28 лет оттачивал мастерство удара грубой физической силы. И только потом пошел заниматься стилем Син И Цуань («кулак формы и воли»).
Син И Цуань считается самым жестким из «внутренних» стилей ушу. Но там уделяется много внимания перетеканию чи – таинственной и необнаруженной внутренней энергии бойца. Приемы этого стиля мастер Сунь Лутан очень полюбил и часто (особенно в поединках с японскими бойцами) пользовался ими при переходе в атаку. Естественно, в бою он применял не только внутренние усилия, но и физические удары и захваты.
Семь лет он занимался Син И Цуань (чем сильно обогатил боевой арсенал), а дальше пошел заниматься Багуачжан – еще более экзотическим и закрытым внутренним стилем ушу.
Уже в преклонном возрасте Сунь Лутан занялся стилем Тай Цзи Цуань и даже создал свой собственный стиль Сунь. В 70 лет ему уже было достаточно легкого движения руки (естественно, наполненного внутренней силой), чтобы отразить сильный удар.
Все классно! Великий мастер до 70 лет выходил на поединки, ушел непобежденным, оставил после себя школу и учеников.
Но я-то поступил неправильно! Я пошел заниматься цигун, потом Тайцзи, потом Син И – а это все внутренние стили. Поняв, что мне не хватает, я после многих лет занялся шаолиньским стилем Лань Шань Цуань («кулак лазурной горы») и через год не сдал экзамен!
И что делать? Один вариант: оставаться на второй год и опять разучивать азы. Другой – идти на Багуачжан. Я и думал.
Небесами предопределены судьбы и мальчика из благородного рода, и его сестер – персонажей романа «Сон в Красном тереме». Кадр из фильма «Сон в Красном тереме». 1962 |
Багуачжан – «ладони восьми триграмм», потрясающе красивый стиль внутреннего ушу. Мистики тут еще больше. И немудрено, все-таки стиль пришел от монахов-даосов с горы Удан. Монахи оттачивали свое искусство хождения по кругу, ухода по кругу от атак противника. Мастер Сунь Лутан тоже любил уходить в сторону в этом стиле.
Внутреннее содержание Багуачжан – это И Цзин, Великая китайская книга перемен. Есть 64 комбинации триграмм, и все жизненные ситуации человека описываются этими самыми комбинациями. Монахи, практикующие Багуачжан, чередуют выпад и уход от противника, ходя по кругу и стараясь зайти противнику за спину, руководствуясь этими самыми 64 комбинациями.
И, конечно, легенды! В Китае без этого никуда! Согласно легенде, достаточно долго занимавшийся ушу вполне реальный Дун Хайчуань, странствуя в XIX веке по Поднебесной (а попросту говоря, бродяжничая), на горе Удан встретил двух монахов-даосов. Чем он приглянулся им, бог весть.
Ведь хорошо закручено!
Да и кому, как не монахам даосам, учить тайному искусству Багуачжан?
А мне-то что делать? Постигать Багуачжан? А вдруг ночью в подворотне подойдут крутые кореша, поможет ли тайное искусство? Шаолиньский стиль, конечно, посерьезнее будет. Но идти на второй год?
Одна дама, неформально знающая айкидо и айкибудо и временами консультирующая спецподразделения, мне посоветовала:
– А ты сходи в разные залы. В Москве ведь много разных направлений боевых искусств. Что-то понравится больше, что-то меньше. Вот и выберешь.
Совет мне понравился… Но все же этой милой даме рассказал о своих сомнениях. И о двух монахах-даосах, которые передали в мир искусство Багуачжан. Она рассмеялась:
– Ты верь больше сказкам!
Я почти обиделся и рассказал историю из китайского средневекового романа «Сон в Красном тереме» про двух монахов.
Роман «Сон в Красном тереме» построен по принципу параллельного сюжета. То есть основной сюжет о том, как живут два китайских дворянских рода на протяжении трех поколений. Живут, влюбляются, берут в жены девушек, интригуют, борются за место под солнцем, заботятся о продолжении рода и благополучии своих домов, сражаются, пишут стихи и даже участвуют в поэтических турнирах. Все как обычно, все как у всех людей.
Только закончилось процветание этих дворянских родов. И интриги, и достаток уменьшается. Да и вообще по китайским традициям благополучие не может длиться всегда.
А параллельно в романе развивается второй сюжет, действие которого происходит на небесах. А на небесах все уже предопределено! Для спасения обоих родов должен родиться мальчик Бао Юй – «Яшма в Золотой оправе». С небес внимательно наблюдают за тем, как он растет, ведь на него надежда небес! Судьба его 12 сестер тоже предопределена (путешествуя как-то во сне, Бао Юй подглядел свиток, который начинался словами «История двенадцати драгоценных шпилек»). Но как сложится его судьба и сумеет ли он поступить так, чтобы обеспечить процветание обоих родов, неясно на протяжении всего романа.
А связь между небом и землей временами осуществляют два незаметных монаха – буддийский монах и монах-даос. Они и появляются временами среди действующих лиц, не привлекая к себе внимания.
Бао Юй рос как обычный мальчик благородного дома, на него возлагали надежды не только на небесах, но и на земле, ведь он по праву родства соединял в себе обе ветви благородных домов. Заканчивается все несколько нетрадиционно: Бао Юй становится даосским монахом, тем самым обеспечивая дальнейшую жизнь обоих домов. Такой вот роман.
– И что, – спросил я собеседницу, консультирующую спецназ, – зная все это, не будем верить в то, что странствующий рыцарь боевых искусств (или выгнанный ото-всюду и не нашедший себе места в жизни бродяга) Дун Хайчуань на горе Удан встретил двух монахов-даосов, которые начали его учить боевому искусству Багуачжан?
– Сказочка интересная, – ответила она, улыбаясь, – но все же по залам ты походи. И выбирай что-нибудь поконкретнее.
О том, как я ходил и выбирал, можно рассказать отдельно.
Продолжение следует.