Тереза Авильская силой пера и характера преодолела противодействие многих влиятельных мужчин в сутанах. Питер Пауль Рубенс. Тереза Авильская. 1615. Музей истории искусств, Вена
В январе с.г. в Армянской церкви в Иране состоялось посвящение в сан диаконисы. Некоторое время назад тема женского церковнослужения была поднята в Римской церкви, создана специальная комиссия для рассмотрения дискуссионного вопроса. Тогда же о готовности восстановить институт, существовавший в христианстве первых веков, сообщил Александрийский патриархат. Проблема воссоздания чина диаконис обсуждается и в Русской православной церкви.
Между тем история христианства знает случаи, когда за женщиной признавалось не только право на социальное служение в низшем из церковных чинов, но и авторитет в наиболее интеллектуальных сферах церковной жизни. Тут уместно вспомнить, как святую Терезу Авильскую ученые католические мужи удостоили титула Учитель Церкви.
Тереза появилась на свет в 1515 году в семье испанского дворянина. С детства она проявляла глубокую набожность. В 20 лет Тереза решила бежать из дома, чтобы стать монахиней. Дочь дворянина добралась до кармелитского монастыря Благовещения и приняла постриг. Она обрела новое имя – Тереза де Хесус (Тереза Иисуса).
Со временем Терезу стало тяготить нравственное состояние кармелитского ордена. Инокини из богатых семей носили дорогие украшения, располагались в просторных кельях и даже имели свои отдельные часовни. К ним приходили общаться молодые аристократы (правда, беседы велись через решетку) и дарили подарки. По ночам дворяне являлись под окна келий и исполняли серенады. Кармелитки вели себя как светские дамы. Казалось, что с монашеством их связывает лишь облачение христовых невест. Впоследствии Тереза напишет: «Я бы посоветовала родителям, мало думающим о вечном спасении дочерей своих и отдающим их в монастыри, где все эти мирские соблазны терпятся, подумать, по крайней мере, о семейной чести своей и выдавать их лучше замуж... потому что их дурное поведение в миру открыто, а в монастырях тайно».
Будучи уже в преклонном возрасте, Тереза решила восстановить изначально строгий устав ордена. Она пришла к выводу, что надлежащая монашеская жизнь может осуществляться лишь в небольших общинах. Поэтому она задумала создать новый монастырь, однако против выступили монахини. «Жаловались и наши благовещенские сестры, что я их осрамила, говоря, будто бы они живут не так, как следует монахиням. «Что мешает ей, – говорили они, – вести и в нашей обители такую же святую жизнь, какую ведут в ней столько сестер, лучших, нежели она?» – писала впоследствии Тереза.
Несмотря на сопротивление, Тереза не отказалась от своих намерений. Но для осуществления затеи ей необходимо было получить разрешение понтифика. Папа Римский дал согласие, и в 1562 году в Авиле (родном городе Терезы) возник монастырь Святого Иосифа. В нем находились 12 монахинь. Тереза считала, что в новой обители число сестер должно равняться количеству апостолов Христа. Монастырь навестил генеральный настоятель ордена, который поддержал реформы. В разных городах появились реформированные монастыри. В результате Тереза создала особый орден босых кармелитов. Позднее она встретила молодого монаха Иоанна Креста. Будущему святому и мистику понравились идеи преобразовательницы, и он начал проводить реформу мужских монастырей. Благодаря ему возникли обители босых кармелитов для мужчин.
Тереза писала духовно-религиозные произведения и стала первой в истории католицизма женщиной-богословом. Творчество авильской монахини отличается разнообразием. Книга «Путь к совершенству» посвящена толкованию устава Братства Кармеля, молитвенной и подвижнической жизни. «Книга о моей жизни» – автобиографическая. В «Книге оснований» Тереза рассказывает о создании новых кармелитских монастырей, о своих путешествиях по Испании. Самым важным произведением монахини считается «Внутренний замок». В этом труде она аллегорически представляет человеческую душу в виде замка с разными комнатами. Бог пребывает в центре замка. Цель человеческой жизни – пройти через разные комнаты и добраться до сокровенного места. Следуя рекомендациям Терезы, человек погружался в собственную душу и совершал молитвенное восхождение к Богу. Что интересно, Тереза писала не на латыни, а на родном языке, из-за чего она считается первой испанской писательницей. Наиболее важные сочинения монахиня создавала по послушанию, а не по вдохновению. «Внутренний замок» она написала, поскольку ей поручили растолковать монахиням их сомнения касательно молитв.
Тем не менее мистические сочинения Терезы исполнены вдохновенной страсти. «Вдруг овладевает мною такая любовь к Богу, что я умираю от желания соединиться с Ним… и кричу, и зову Его к себе… Мука эта такая сладостная, что я не хочу, чтоб она когда-либо кончилась, происходит от желания умереть и от мысли, что избавить меня от муки не могло бы ничего, кроме смерти», – писала она. «Представьте себе человека, любящего так, что он не может ни минуты обойтись без любимого. Но и такая любовь меньше моей любви ко Христу». В одном из видений Христос якобы сообщил ей следующее: «С этого дня ты будешь супругой Моей... Я отныне не только Творец твой, Бог, но и супруг».
Неудивительно, что «христова супруга» имела немало врагов среди мужчин, причем из церковных кругов. Консервативных духовных лиц патриархальных взглядов раздражала деятельная монахиня. Они считали, что женщина, тем более инокиня, не должна быть столь активна и инициативна. Папский нунций называл Терезу «непослушной женщиной, бродягой, нарушающей предписания Тридентского собора».
Толедский архиепископ два месяца не принимал у себя авильскую монахиню, поскольку не хотел, чтобы она основывала в Толедо монастырь. Чтобы добиться разрешения князя Церкви на открытие новой обители, Тереза решила действовать решительно. Она явилась в собор и принялась прилюдно осуждать иерарха. Архиепископ не ожидал, что женщина посмеет публично его обличать. Пристыженный священнослужитель вынужден был дать позволение на создание толедской общины босых кармелитов.
В 1570 году Тереза прибыла в город Саламанку – открывать очередную обитель. Однако профессор и доминиканский монах Бартоломе де Медина с университетской кафедры принялся обличать Терезу, заявляя, что женщинам надо молиться либо прясть, а не шататься с места на место. Впрочем, и выступления авторитетного доминиканца не помешали ей создать новый монастырь.
В 70-е годы XVI века традиционные кармелиты обострили вражду с «босыми» Терезы. В 1575 году Генеральный капитул «обутых» запретил монахине создавать новые обители и приказал авильской преобразовательнице отправиться в один из ее монастырей и оставаться там. В 1576 году Джеронима де Тостадо, новый генеральный викарий обоих кармелитских направлений, решил уничтожить терезовское течение. В 1577 году отправленные по его приказанию монахи совместно с солдатами арестовали Иоанна Креста и отправили его в темницу (позднее тот бежал из заключения). Испанский король Филипп II, почитавший авильскую монахиню, пробовал за нее заступаться. Монарх обратился за поддержкой к папскому нунцию, кардиналу Сэгу, однако иерарх обрушился с резкой критикой на Терезу и попросил не обсуждать с ним судьбу этой женщины.
По доносу врагов Терезой заинтересовалась инквизиция. В доносе говорилось, что в «Книге о моей жизни» содержатся протестантские идеи. В итоге экземпляры книги были конфискованы, на публикацию сочинения наложили запрет. Лишь в 1586 году инквизиторы отменили запрет на его издание.
Однако Тереза не сдавалась. В итоге ее противникам так и не удалось одержать полную победу. В 1580 году папа Григорий XII признал босых кармелиток. Тереза продолжила создавать новые обители. До своей смерти в 1584 году она успела создать 16 общин. В XVII веке Терезу канонизировали. Спустя три столетия, в 1970 году, папа Павел VI удостоил ее титула Учитель Церкви. Однако заметим, что ее последователь Иоанн Креста был признан Учителем Церкви раньше, в 1926 году. И здесь авильская подвижница оказалась в какой-то мере жертвой гендерных предрассудков.
комментарии(0)