Сергей Крикалев: «Показали тебе какую-то операцию, повторил ее три раза, усвоил – и достаточно…». На борту МКС, 2005 г. Фото NASA |
Слушая выступления космонавтов, невольно начинаешь понимать, что после полетов у них вырабатывается новое отношение к земным проблемам, свой особый, космический взгляд. На ежегодных Циолковских и Королевских чтениях не раз приходилось слышать, что после длительного пребывания на орбите человек начинает бережнее относиться к земной природе и достижениям человеческой цивилизации. Более подробно поговорить об этом довелось в ходе интервью с космонавтами, двумя Сергеями – Крикалевым и Авдеевым.
Сергей Константинович Крикалев – участник пяти космических экспедиций, Герой Советского Союза и Герой России, кандидат психологических наук. Я спросил его, как он смотрит на поднятую в печати проблему опасности мутаций микрофлоры и человека в условиях невесомости, высокой солнечной радиации и галактических излучений, не представляют ли эти мутации опасности для земной жизни.
«Мутации идут и на Земле, – последовал спокойный ответ. – И я не считаю, что мутации могут быть только во вред. Не исключено, что именно в результате мутаций из хаоса образовались упорядоченные структуры, в том числе основы жизни – сложные белковые молекулы. Ведь известны же китайские опыты с пшеницей и помидорами, мутировавшими в космосе… Есть даже достаточно обоснованная теория, что и само человечество возникло именно благодаря мутации под воздействием природных факторов! Так что появление микромутантов на орбите не повлияет на человеческую популяцию. Куда опаснее микроорганизмы, которые бомбардируют Землю из космоса…»
Узнав, что Крикалев – участник трех международных экспедиций, я поинтересовался, как в полетах проявляются этнические различия в том, что сейчас называют менталитетом. «Проявляются эти различия не столько во время полетов, сколько на этапе подготовки, – пояснил космонавт. – Для того она и проводится, чтобы в полете не было ничего неожиданного… Что касается технической стороны, здесь тоже есть заметные различия. Они объясняются тем, что наши космонавты привыкли к длительным полетам, астронавты же – к коротким. Поэтому и подготовка ведется по-разному. Мне это хорошо знакомо, потому что я был первым из наших, кто летал на их шаттле. Разница в том, что они на Земле тщательно отрабатывают все предстоящие действия в строгой последовательности, отслеживая их продолжительность с точностью до минуты, доводя каждую операцию почти до автоматизма: «Снять скафандр! Надеть скафандр!» – и так многократно, снова и снова...
У нас же исходят из того, что невозможно в годичном цикле подготовки полностью отрепетировать, например, полугодовой полет. Поэтому основное внимание уделяется отработке навыков. Показали тебе какую-то операцию, повторил ее три раза, усвоил – и достаточно… То есть, давая базовую подготовку, нас просто учат жить и работать в космосе. И если у американцев при возникновении трудностей с какой-то работой на орбите принято оставлять ее и переходить к другой, мы предпочитаем разделываться с проблемой сразу, не откладывая... Между прочим, американцы понемногу переходят на нашу систему подготовки, особенно после того, как они начали совершать более длительные полеты».
А в беседе с космонавтом Сергеем Авдеевым были затронуты темы межпланетных сообщений и отмены школьного курса астрономии.
Сергей Васильевич Авдеев – участник трех космических экспедиций, Герой России, кандидат физико-математических наук. Я спросил, как он относится к известным словам Константина Циолковского о том, что ракета интересует его не сама по себе, а лишь как средство спасения Земли или человечества в случае какой-либо глобальной катастрофы.
«Я полностью согласен, что ракета не цель, а средство, – ответил Сергей Васильевич. – Но что касается переселения человечества на другую планету… Проведя на космической орбите в общей сложности два с небольшим года и прочувствовав соответствующие реалии, я пришел к убеждению, что человек неразрывно связан именно с Землей, где человечество возникло и достигло современного уровня развития. И вне Земли это будет уже другое человечество. Я считаю, что освоение Луны и Марса необходимо, но не для переселения туда людей, а для изучения и использования этих небесных тел человеком на Земле».
В разговоре об исключении астрономии из школьной программы Сергей Васильевич сказал: «Тех знаний о Земле, Солнечной системе и Вселенной, которые давались в школьном курсе астрономии, было достаточно, чтобы выпускник имел необходимое представление о мироздании, понимал, в каком мире он живет. Насколько эти знания важны – могу судить хотя бы по своему внуку-дошкольнику, которому подарили космическую игрушку из серии развивающих игр. Он уже знает планеты Солнечной системы, отличает Луну от Марса и Венеры, задает вопросы… Несколько лет назад коллективом специалистов, в составе которого был и я, по гранту Минобразования был разработан проект обязательного курса «Основы космонавтики» для общеобразовательной школы – естественно, с включением астрономических знаний. Предложение было внесено, но до внедрения дело пока не дошло».
Известно, что в наши дни в отношении космонавтики наблюдается некоторый пессимизм. Я спросил космонавта, насколько этот пессимизм оправдан, и услышал в ответ: «В свой начальный период – это первые спутники и автоматические межпланетные аппараты, пилотируемые полеты, первые орбитальные станции – космонавтика воспринималась как триумф научно-технического прогресса, как великое достижение, которое даст, согласно прогнозу Циолковского, «горы хлеба и бездну могущества». Этот период развития космонавтики сравним с первыми (и тоже триумфальными!) успехами других видов транспорта – морского, железнодорожного, автомобильного, авиационного. Это время восторгов, безграничных надежд и оптимизма.
Но позже, когда космическая деятельность расширяется и становится на поток, некоторые ее достижения становятся привычными, даже обыденными, как автомобили и электрички. Это время прагматичного подхода. Да, космонавтика должна удовлетворять наши запросы, которые становятся совершенно естественными, но в то же время за ней, космонавтикой, остаются требования повышения надежности и обязанность оправдывать ожидания людей, связанные с новыми открытиями и другими знаковыми достижениями.
Вот в таком состоянии мы пребываем. Отсюда и пессимизм. Так что надо не посыпать голову пеплом, а засучить рукава и грамотно работать, чтобы получать те знания, которые, кроме как в космосе, мы больше нигде не получим».
Многих космонавтов живо интересует, как относятся к их профессии современные школьники, растут ли в стране будущие конструкторы и пилоты космических кораблей. Герои космоса участвуют в работе космической олимпиады «Созвездие», ежегодно проходящей в наукограде Королеве. Вспоминается такой случай.
На олимпиаде 2008 года было разрешено выступить одному дошкольнику. Шестилетний мальчик Тема Самойлов представил аудитории свои изделия – пусковую установку для крылатых ракет, подъемный кран и систему «Энергия-Буран», собранные из конструктора «Лего». Ответив на вопросы и получив одобрение аудитории и председателя жюри профессора Олега Цыганкова, Тема с группой поддержки (дед, отец и младший брат) вышел из аудитории. В коридоре их догнал космонавт Юрий Усачев: «Я должен пожать руку этому молодому человеку и сказать, что, когда я вижу и слышу таких мальчиков, у меня в душе рождаются оптимизм и вера в будущее нашей космонавтики. Так держать, Артем!» И вручил свой подарок – фото с автографом и книгу «Пилотируемая космонавтика».
комментарии(0)