0
6667
Газета Стиль жизни Интернет-версия

14.08.2018 12:56:00

Неудавшаяся столица Белоруссии

Могилев хранит традиционные религии и создает свою собственную

Артур Приймак

Об авторе: Артур Александрович Приймак – обозреватель «НГ-религий».

Тэги: белоруссия, могилев, история, памятники, николай ii, князь ольгерд, наполеон, луи даву, днепр, бнр, заброшки, молодежь, церковь, католицизм, православие


белоруссия, могилев, история, памятники, николай ii, князь ольгерд, наполеон, луи даву, днепр, бнр, заброшки, молодежь, церковь, католицизм, православие Буйничское поле – памятник двум Отечественным войнам. Фото с сайта www.tut.by

На 6-м километре автодороги Могилев–Бобруйск возвышаются трехсводчатая каменная арка и православная мемориальная часовня – каплица. Если смотреть со стороны трассы из окна автомобиля, кажется, что каплица вписана в центральный свод арки. Это предусмотренный проектом оптический фокус; каплица отстоит от арки на несколько сотен метров. Перед нами Буйничское поле – памятник двум Отечественным войнам. Здесь в июле 1812 года русские войска сражались против армии наполеоновского маршала Луи Даву. А 129 лет спустя, в июле 1941 года, бойцы 388-го стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии и народное ополчение обороняли Могилев от немецко-фашистских войск. На мраморных стенах каплицы – мемориальные доски с наименованиями воинских частей, оборонявших Могилев в 1941 году.

«Жемчужина» военно-мемориальной композиции – поднятый со дна реки Друть немецкий танк T-III. Блещущий отреставрированной броней «немец» сиротливо притаился за советской техникой – как военнопленный. Поставили танк с направленной на православную святыню пушкой – но на небольшом косогоре, отчего тыльная сторона отстоит выше лобовой. Кажется, что T-III навечно обречен делать покаянные земные поклоны павшим защитникам Могилева.

Буйничская арка и «вписанная» в нее православная часовня – неофициальный герб Могилева. Он появился четыре года спустя после обретения Белоруссией независимости – 9 мая 1995 года, на 50-летие Победы. Фактор суверенитета отложился на оформлении мемориала. В художественных изображениях оборона Могилева от иноземных захватчиков в разные периоды идет в одном ряду с деяниями литовского князя Ольгерда – родоначальника белорусской государственности, как считает современная историография в стране.

Своеобразный мемориал временам Ягайло, Стефана Батория и Марины Мнишек можно увидеть посреди Ленинской улицы – могилевского Арбата. Это памятник Звездочету. Будто воскресший из старой европейской легенды четырехметровый бронзовый астроном в остром колпаке наблюдает в семиметровый телескоп. На круглой стойке телескопа – стилизованная под Средневековье кириллическая надпись на белорусском языке, повествующая об истории города. Могилев был основан в 1267 году князем Львом Данииловичем – выходцем из волынско-галицкой ветви Рюриковичей, сыном Даниила Галицкого и двоюродным братом Александра Невского. Основатель Могилева присоединил к своему княжеству Львов и Мукачево, вел войны с татарами и наоборот – сражался в союзе с татарами за корону Польши. Галицкий Рюрикович получил прозвище Могий Лев, отсюда, как считают белорусские историки, и ведет свое наименование город. Как родовые гербы князя, украшают ныне мост через Днепр два каменных льва. Почти как в более юном, чем Могилев, Петербурге.

style-2-t.jpg
Ратуша XVII века была восстановлена в 2008 году.
Фото Юрия Тима

Из надписи на памятнике Звездочету турист может узнать о магдебургском праве – политическом суверенитете городов, распространенном в XIV веке на всю Польшу и Литву королем Казимиром Великим. Город мог лишиться привилегий только за попытку государственной измены – как это произошло с Витебском, где сопротивлявшиеся унии православные витебчане убили в 1623 году греко-католического епископа Иосафата Кунцевича. Могилевчане же унию приняли спокойно. Точно так же они в 1773 году присягнут на верность российской императрице Екатерине II, а в 1812 году – в лице почетных горожан, православного и католического духовенства и еврейских старейшин – вручат хлеб-соль и ключи от города французам. О последнем, правда, краеведы вспоминают не очень охотно.

Как и о том, что в 1942 году по Могилеву гарцевали присягнувшие Гитлеру казаки Ивана Кононова – участники карательных акций против партизан. На службе у немцев бывший майор РККА Кононов, в частности, охранял покой Радослава Островского – главы марионеточной «Белорусской центральной рады», а в 1917–1920 годах – лидера Белорусской народной республики (БНР). К нацистским приспешникам официальный Минск относится отрицательно, но БНР – это святое. 25 марта с.г. по всей Белоруссии практически на государственном уровне отмечали 100-летие провозглашения БНР.

Любимое место отдыха в Могилеве – живописная низина Днепра под названием Подниколье. По одной версии, Подникольем местность стала из-за Никольского женского монастыря, основанного в XVII веке по благословению митрополита Киевского Петра (Могилы). По другой – из-за того, что на холме выше монастыря в Первую мировую войну была ставка императора Николая II, который во время поездок в Могилев посещал в монастыре службы. На холме выше монастыря как память о старых временах стоит ратуша – созданная с нуля в 2008 году точная копия ратуши XVII века, сохранившейся при Сталине, но взорванной при Хрущеве. Напротив ратуши – памятник. Но не Николаю II, а монумент борцам за советскую власть в виде крылатой женщины. В народе изображение называют либо «Жертва Чернобыля», либо «Оксана, бегущая с «Лавсана». Со спины «Оксаны» действительно видны трубы завода по производству химволокна.

А Николаю II в Могилеве памятников и не надо. По почитаемости в городе царь-страстотерпец не уступает святителю Георгию (Конисскому), архиепископу Могилевскому – местночтимому белорусскому святому XVIII века, столь же верно служившему российской короне, как до этого короне Речи Посполитой. Трехсвятительский кафедральный собор Могилева в историческом центре города, где часто был Николай II с домочадцами, все больше уступает более «юному» Преображенскому собору. Этот собор, которым в 2000 году планировали духовно облагородить спальную окраину за Днепром, теперь самый крупный православный храм в Белоруссии.

Но на духовное здоровье горожан больше влияет очень жесткое белорусское уголовное законодательство, чем пастырские проповеди. Впрочем от экскурсоводов краеведческого музея можно услышать: настоящий бандитизм в городе появился в середине 30-х годов, когда Могилев планировали сделать столицей советской Белоруссии и уничтожали там все, что было связано с Российской империей. Расстреливали и сажали духовных лиц, разрушали храмы, костелы, кирхи, синагоги. Немецкую кирху снесли перед самой Великой Отечественной войной. Как и «Холодную синагогу» XVIII века, где иудейская традиция пряталась за фасадом двухэтажного, с виду – типично русского деревенского дома. Костел Успения Девы Марии XVIII века начали восстанавливать в конце перестройки. Восстанавливали не только поляки и литовцы, но и белорусы-католики. Прихожане костела, ставшего в 1993 году сокафедральным храмом Минско-Могилевской католической архиепархии, как праздника ждут дня, когда в костеле установят орган взамен безвозвратно утерянного в хрущевские времена.

Дорогу к костелу автору показал мужчина лет 40 хипповского вида, шедший из «нижнего города» – старой заброшенной части улицы Лазаренко (бывшей Виленской). Когда-то в «нижнем городе» принадлежащие евреям дома и лавки и синагога стояли рядом с домами поляков. В 2015 году обваливающиеся от ветхости памятники архитектуры горисполком Могилева продал под коммерческую недвижимость. Пока что реставрация идет ни шатко ни валко, а никому не нужные «заброшки» на Лазаренко облюбовала «неформальная» молодежь. Старые стены испещрены сверху донизу цитатами из рок-хитов и риторическими призывами вроде «Верните миру любовь!». Юные наследники Вудстока-69, не найдя себя ни в одной из мировых религий, создают свою собственную. На «волосато-косушных» ребят и девушек незримо взирает герой Брестской крепости Иван Сидорович Лазаренко.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


О красивой жизни накануне революции 1917 года

О красивой жизни накануне революции 1917 года

Анастасия Башкатова

В какое будущее газовали "паккарды" новых русских буржуа, читающих первый отечественный глянец

0
4348
Поговори со мной

Поговори со мной

Арсений Анненков

В диалогах Юрия Беликова буквально на ходу рождаются и умирают открытия, разочарования, истины и заблуждения

0
2100
В Бедламе нелюдей

В Бедламе нелюдей

Виктор Леонидов

Безумной была не Марина Цветаева, безумным было время

0
2270
Я очень и очень болен

Я очень и очень болен

Александр Балтин

Вино и другие напитки на площадях и улицах русской поэзии

0
1566

Другие новости