0
4044
Газета Стиль жизни Интернет-версия

11.10.2018 18:21:00

Виртуальная невиртуальная реальность на Дворцовой

Про эффект погружения, трансформацию сознания и неожиданное сотворчество

Вера Цветкова
Обозреватель "НГ"

Об авторе: Вера Леонидовна Цветкова – обозреватель «НГ», телекритик.

Тэги: культура, иммерсивный театр, безликие, театральная критика


220-8-1_t.jpg
Сцена с Пастором – до нее добралось не так много
«масочников». Фото © «Безликие»

…Честно сказать, я сопротивлялась. Спасибо, конечно, за честь (из Москвы меня одну пригласили на питерскую премьеру. Шоу идет второй сезон, но его радикально переделали и называют премьерой), однако не перебор ли у нас с иммерсивными театрами?

На премьере «Вернувшихся» была, на годовщине «Вернувшихся» была… В промежутке побывала на «Пиковой даме» (объективности ради, там все очень старались, да и опера на расстоянии вытянутой руки – опыт уникальный, однако сравнения с «Вернувшимися» она не выдерживала. Один игорный стол чего стоил – вместо зеленого сукна примитивное видео с карточной колодой! Уж какие тут достоверность и погружение…).  

С ответом на приглашение (весьма настойчивое) тянула до последнего. «Безликие» – постановка того же Мигеля и той же американской режиссерши Мии Занетти, и это опять Ибсен (немножко кривовато вышло: «Безликие» – предыстория случившегося в «Вернувшихся»; логичнее, чтобы следовала постистория). 

И конечно, не хотелось больше никаких сравнений – а куда без них?  Известный факт: если сперва прочитал книгу, а потом посмотрел фильм – он тебе понравится меньше («То ли дело книга!»), и наоборот. То есть первые впечатления всегда «рулят». Ну вот «Вернувшиеся» уже в моем сердце, парафраз – зачем? 

Рассуждала-то, рассуждала, но в последний, в самый последний момент все-таки рванула на вокзал. От Бологого до Питера сияло солнце – такая чудная осенняя пора, за окнами только что паутинки не летали (может, и летали, но, несясь на скорости 200 км в час, разве заметишь…). Я даже вынула из чемодана солнечные очки – и, конечно, зря, потому что Питер встретил обычной хмуростью небес, вмиг трансформировавшейся в ветрюгу, холодюгу и дождь. 

Столь настойчиво приглашавшие оказались милейшими людьми, поселили в славную гостиницу в двух минутах от площадки (особняка на Дворцовой набережной) и в четырех – от Эрмитажа и до вечера предоставили самой себе. С удовольствием и невзирая на погоду (вот только фотографировать в режиме выворачиваемого наизнанку зонтика было затруднительно), прогулялась по любимому городу – от Дворцовой площади до Аничкова моста, оттуда до Спаса на Крови и Михайловского сада.

 В Елисеевском магазине была поражена не столько самоиграющим пианино (точно, как в михалковской картине «Неоконченная пьеса для механического пианино»!), сколько наличием стойки с конфетными наборами «Ильич» и «Prezident» (с разнообразными ликами Путина, 800 рублей), а также ленинским бюстом то ли из марципана, то ли еще из чего съедобного. По-моему, богохульство (я про конфеты, фантики от которых комкаешь и выбрасываешь в мусорную урну).

В назначенное время как штык была на месте. Длинная очередь зрителей в особняк (как и у нас), учтивый привратник (или кто он там есть) в пушкинской крылатке (как и у нас), лестница в подвал (как и у нас)… Сдача сумок в раздевалку, бар – все, все как у нас в Москве! 

И как у нас, зрителей в Дом запускали группками с небольшим интервалом времени, итого, 200 человек. (На променад-оперу «Пиковая дама» продают всего 54 билета, по количеству карт во французской колоде.) Предварительно на входе предложив надеть пластиковые маски и запретив снимать их во время всего действия («Как я была привидением», – всплыло в памяти название моего материала о «Вернувшихся». Еще надевая маску, вспомнила, что не стоило делать макияж – через 40 минут из-под нее закапает). 

…Дым, психоделическая музыка (я бы еще добавила Хитаро «Шелковый путь»), едва брезжущий свет от предельно тусклых лампочек, неясные звуки – погружение начинается. Сразу бросается в глаза, что в питерском Доме в разы меньше предметов, нежели в московском, хотя и говорили, что было закуплено их по Блошиным рынкам более 5 тыс. (наверное, это о костюмах и их деталях, костюмы – Алина Герман). Иду по Дому и догадываюсь: это прачечная… Комната художника… Гримерка актрисы… Барная стойка… Операционная, почему-то со столом паталогоанатома с углублениями для стекания крови… 

А вот очень красивая локация: люстра из подвешенных на разной высоте и с разноцветным содержанием колб и колбочек, под ней – пятиугольная ванна, наполненная водой. Через какое-то время я набреду здесь на действие: Доктор (Сергей Луняка) подводит Актрису (Ольга Вечерик) к ванне, помогает ей расшнуровать сапоги, она неторопливо снимает с себя детали одежды – и прямо перед глазами зрителя возникает прекрасная женская нагота. 

То-то я удивлялась, что мужчин в масках едва ли не больше, чем женщин, – вещь небывалая, в любом театре вам скажут, что львиная доля зрителей всегда женщины! Прислушалась к себе – ощущения скорее не эротические, а «скульптурные»; подозреваю, что в продолжение этой достаточно длинной мизансцены мужская часть зрителей ощущала иное… Когда на затемнении прекрасная Ольга исчезла, я опустила руку в ванну – и подпрыгнула: вода была холодной! Ну ничего себе, может быть, Вечерик занимается моржеванием в свободное от искусства время?!

Я всегда озабочиваюсь удобством и комфортом актерского существования на площадке, а тут в какой-то момент реально испугалась за актера, игравшего Художника (Михаил Половенко). Наблюдала за тем, с каким трудом он волок по лестнице большущий чемодан, а потом, поставив его на попа на верхней площадке, взобрался на него – в опасной близости от перил и лестничного пролета. 

В отличие от «Пиковой дамы» здесь тебя не водят по локациям – ты сам идешь (спешишь) куда ноги несут. Ну как метнется в сторону чемодана какой-нибудь ошалелый от всего происходящего зритель (мы, «масочные», периодически сталкивались, кстати)?.. Или сам актер потеряет равновесие? 

Право, кроме зрелищности шоу существует техника безопасности. У актеров обязательно должна быть какая-то подстраховка. Сложно работать между зрителями. Поскольку действие происходит не в одном месте, а ты, естественно, не можешь одновременно присутствовать везде, у каждого накапливается свой опыт. Как непременный атрибут – постоянное напряжение (не пропустить, успеть разглядеть, расслышать – актеры здесь говорят, как в жизни, в основном с посылом не больше метра). 

В результате ближе к концу вырываешься в прямом смысле слова из атмосферы Дома – глотнуть чего-нибудь в баре (глотнуть свежего воздуха?), но, недоглотнув, спешишь назад: словно на невидимом канате тянет назад. 

Финала в спектакле три, я видела тот, в котором Доктор произносит весьма значительный монолог, едва ли не обращаясь к нам, «масочникам», а справа в глубине человек, пристегнутый ремнями к стене (к электродоске?), бьется и кричит, что он – это не он, его приняли за другого… И тут случается пересечение двух миров, мира зрительского и мира персонажей: Актриса выбирает маску-блондинку и подводит ее к рубильнику. Очень сильная сцена – слева Доктор гипнотически твердит маске в ухо, что она должна повернуть рубильник, справа доносятся крики: «Я не Освальд, я не он, ну повернитесь же!!» Блондинка вся сжалась и оцепенела – сцена затягивалась – и вдруг повернула рубильник…

Я потом спрошу Мигеля: а если попадется тот, кто мало не захочет повернуть рубильник, но и рванет освобождать парня от ремней, то есть полностью включится в действие? Как будут реагировать актеры – и как им обыгрывать неожиданное сотворчество? За себя скажу сразу – не повернула бы рубильник. Если бы Доктор шепнул на ухо: не ломай драматургию, иди по моей линии – дело другое, подчинилась бы. На что Мигель, хмыкнув, сказал: «Ты не знаешь, как бы ты себя повела. Давай, посадим тебя к рубильнику и посмотрим». 

А давай, ловлю на слове!

…Как ни затерто звучит – иммерсивное шоу заставляет трудиться не только ноги, но и душу. Когда зритель вынужден три часа метаться по обширной площади, выискивая и настигая, оно гораздо лучше все усваивается, нежели когда он барином сидит в мягком кресле.

И опять сравнение не в пользу Москвы: тамошний зритель пребывает как бы на очередной модной тусовке – с любопытством, но без особых эмоций, оседая после «Вернувшихся» в баре. Здесь же чувствуется, что зрители пришли в необычный, но театр, с намерением что-то для себя понять и в чем-то разобраться. Очень быстро они расходятся после «Безликих», малоразговорчивые и погруженные в себя, в баре наблюдаются лишь свои – актеры и причастные к шоу.

На следующий день была премьера фильма «Безликие», в котором Мигель говорит: «Петербург создан для подобного рода спектаклей, здесь люди открыты такого рода экспериментам». В кадре – как все начиналось, начиная с ремонта особняка, за кадром – монологи создателей. Продюсер Александр Никулин: «По сути, вы проводите с собой наедине три часа, у вас возникают фрустрации, потому что вы не можете успеть везде сразу и обязательно что-то пропускаете». Генпродюсер Вячеслав Дусмухаметов: «На стыке жанров – это всегда интересно». Мигель: «Я осуществил то, о чем думал и что боялся сделать всю жизнь». И про внутреннюю иммерсивность каждого из нас, и про трансформацию сознания, и про саспенс. 

Самое удивительное – этим проектом, похоже, движет творчество, а не деньги (в новом сезоне цена на билеты была снижена с 5 до 3,5 тыс. руб.).   

Санкт-Петербург–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14037
Всесветный Новый год

Всесветный Новый год

Олег Мареев

Подарок на этот чудесный праздник всегда должен быть «аналоговым»

0
16289
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
9116
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
9022

Другие новости