Будем защищать свое детство, пока не выйдем на военную пенсию. Фото агентства «Москва»
Инициатива Организации Объединенных Наций звучит дико, но не есть ли это всего лишь отражение современной реальности? Сейчас вполне можно встретить 35-летних матерей, которые говорят, что «где-то есть настоящие взрослые», – то есть себя они к ним не причисляют.
Молодой человек может занять деньги у своей же девушки, а потом куда-то пропасть. Потом в конце концов он их возвращает, но очень нескоро. Да, влез в долги, не рассчитал силы при запуске бизнеса, но все же – мог бы честно все объяснить, а не скрываться и кормить отговорками.
Девушки могут соглашаться на свидание, а потом просто брать и на него не приходить, причем не потому, что не могут. И плевать, что человек ждет, страдает, перебирает в голове варианты, волнуется...
Вообще привычка молча сливаться получает сейчас все большее и большее распространение. Люди считают, что у них пропадают всякие обязательства перед нами, как только мы перестаем быть им нужными.
Раньше считалось, что юные девушки помешаны на любви, но многие парни до них не доросли, ибо важен им только секс. Теперь картина поменялась. В наше время полно девушек 18 и даже 20 с чем-то лет, которым, по их собственному признанию, «любовь сейчас не важна, а важнее саморазвитие». Как будто любовь, серьезные отношения ничего не дают для развития личности, а являются пустой тратой времени.
Но большинство таких девушек рано или поздно все равно приходят к осознанию того, что диплом об окончании вуза их не обнимет, хорошая работа не согреет ночью и даже высокая зарплата в любви не признается. Так что эти красивые слова о «саморазвитии», которое «важнее любви», являются лишь банальным прикрытием собственной эмоциональной незрелости.
Книжная пыль приятнее фабричного дыма.
Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru |
Современная массовая культура тоже очень инфантильна. Она не вводит детей в мир взрослых, а подстраивает мир взрослых под детей. Все эти бесконечные Бэтмены, Спайдермены, фэнтезийные сказки про всевозможных хоббитов и эльфов, вероятно, хороши для детей, которым нужно усвоить, что добро лучше зла, а заодно и просто развлечься. Но зрелому, взрослому человеку, на мой взгляд, это неизбежно будет казаться чем-то либо слишком простым, либо слишком отвлеченным, оторванным от реальной жизни. А стремление уйти от проблем взрослой жизни в вымышленный волшебный мир – тоже признак инфантилизма.
Многие люди 15–40 лет уходят в компьютерные, телефонные и видеоигры. Так, популярная игра Sims имитирует реальную жизнь, любовные и семейные отношения, рождение детей, создание династий. Игра «Ферма» имитирует радости содержания своего сада и огорода.
Я не берусь это осуждать, но считаю, что столь массовое увлечение подобными играми – это неосознанное стремление получить некоторые радости жизни (любовь, семья, дом, сад), избежав при этом рисков, трудностей и опасностей, которые жизнь в себе несет. Выходит, люди отказываются от реальной, полнокровной жизни ради жизни выхолощенной, «кастрированной», виртуальной – лишь бы избежать ответственности. Не есть ли это проявление все того же инфантилизма у взрослых людей? А раз так, то, может, детство в наше время и правда длится лет до 30?..
Он очень умный, но инфантил
Как это оценить? С одной стороны, открытый инфантилизм и безответственность у людей 25–30 лет не могут не раздражать. С другой стороны, если люди сейчас живут в среднем на 10 лет дольше, чем во второй половине XX века, пожалуй, дольше учатся в школе и вузе: объем знаний в мире с тех пор вырос и продолжает расти. А это объективно значит, что люди позже вступают во взрослую жизнь. Так почему бы таким и не продлить свое детство на те же самые 10 лет?..
Надо признать, что продление детства лет на 10 лет вызвано объективными процессами развития общества. Детям и подросткам не нужно работать по много часов в день на тяжелом производстве, как во времена Чарльза Диккенса и Джека Лондона. 18–20-летним юношам не надо массово идти убивать, умирать, получать страшные моральные и физические травмы, как во времена Ремарка и Хемингуэя. Почетно, наверно, быть взрослым и ответственным, когда ты еще подросток. Можно, наверно, этим гордиться... но не слишком ли высока цена? Стоит ли это того, чтобы жертвовать жизнью, здоровьем и счастьем?..
Жизнь в среднем по планете, а уж в странах золотого миллиарда и подавно, за последние 100–200 лет действительно стала гораздо благополучнее. Люди живут – по сравнению с прошлыми веками – в тепличных условиях. Конечно, в среднем они становятся инфантильнее. Пожалуй, это неизбежная плата за комфорт.
Сходным образом эпидемия лишнего веса и ожирения, охватившая мир, – естественная плата за то, что у человечества появилась еда в достаточном количестве. Если выбирать между эпидемией голода и эпидемией лишнего веса, то очевидно, что последняя будет меньшим злом. От полноты, конечно, тоже порой умирают, но все же куда реже и медленнее, чем от настоящего, серьезного голода.
Так и с нашим вопросом. Если выбирать между очень ранним взрослением за счет изнуряющего труда на фабрике в детском возрасте или участия в мировых войнах юношей – и инфантилизмом до 30 лет за счет спокойной, благополучной жизни, то, конечно, уж лучше второй вариант.
Еще одна причина, по которой люди в XIX веке взрослели лет в 15, а сейчас лет в 30, – это то, что тогда люди в среднем и жили вдвое меньше. Тогда в зарубежной Европе и Северной Америке они жили лет 40, сейчас во всех развитых странах – лет 80. Может, более позднее взросление – не такая уж высокая цена за продление жизни на 40 лет?..
Радости авторитарной колыбели
В нашей стране есть и другой фактор, который воспитывает инфантилизм в людях, – это патерналистское государство. Мол, за тебя все решат, сиди тихо, а то хуже будет. Создался заколдованный круг: авторитарная семья порождает авторитарное государство, а авторитарное государство порождает авторитарную семью.
Кроме того, неэффективная советская экономика породила дефицит жилья. Это привело к совместному проживанию родителей и взрослых детей в течение десятилетий. А это, в свою очередь, тоже не могло не способствовать инфантилизму.
Впрочем, если кто-то кажется нам инфантильным и неприятным в подростковом возрасте, это еще не значит, что он останется таким вечно. В школьные годы я, со свойственной подросткам категоричностью, поставил крест на многих сверстниках, которых видел вокруг. Грубость, полное равнодушие к культуре и познанию мира, ежедневная бессмысленная жестокость – какие еще нужны были доказательства?..
И это была приличная английская школа у самых границ Центрального округа Москвы. В московских школах попроще, а уж в провинциальных школах и подавно, все было гораздо, гораздо хуже, как мне много раз рассказывали разные люди независимо друг от друга.
И что же? Годы спустя, посещая встречи выпускников, я с изумлением наблюдал, что многие из этих людей стали гораздо адекватнее и доброжелательнее. В глазах появилась какая-то осмысленность, даже взрослость. Высшее образование и работа сделали свое дело.
Один человек из параллельного класса вообще сразил меня наповал. В школьные годы он, как все, с неподдельным энтузиазмом участвовал в грубой, омерзительной травле своего одноклассника, которого его класс посчитал нужным превратить в изгоя. Потом этот человек вдруг стал писать изысканные, утонченные стихи в японском стиле. Мы с удовольствием печатали их в бумажном литературном журнале, который издавали в 11-м классе и в студенческие годы.
Так что не спешите ставить крест на поколении тех, кого ООН предложила считать детьми до 30 лет. Если уж и «дегенерат» может стать поэтом, то инфантил взрослым и подавно.
комментарии(0)