0
4741
Газета Стиль жизни Интернет-версия

22.01.2019 16:48:00

Разрушители машин

Луддиты – хорошие люди, вот только научно-технический прогресс испортил их

Андрей Ваганов
Ответственный редактор приложения "НГ-Наука"

Об авторе: Андрей Геннадьевич Ваганов – заместитель главного редактора «НГ», ответственный редактор приложения «НГ-наука».

Тэги: платные дороги, норвегия, саратов, башкирия, вандализм, видеокамеры, неолуддизм, луддисты, история


платные дороги, норвегия, саратов, башкирия, вандализм, видеокамеры, неолуддизм, луддисты, история Луддиты, ломающие ткацкий станок. Рисунок 1812 года

Координатор российского общественного движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов 22 октября прошлого года опубликовал в Forbes любопытный материал, посвященный перспективам введения платы для автомобилистов за въезд в различные мегаполисы мира. Но меня заинтересовал другой сюжет из его статьи.

«С 1 октября (2018 года. – А.В.) вокруг Ставангера, нефтяной столицы Норвегии, должны были начать работать 38 новых бумсташунов (точек сбора платы за проезд по дороге). Но в ночь на 1 октября на пяти пунктах оплаты кто-то вскрыл столбы, на которых висят камеры и считыватели транспондеров, и перерезал все кабели.

Причем это организованная группа людей, которые не согласны с политикой местного правительства по взиманию платы за проезд по дорогам. Участник этой организованной группы, с которым говорили журналисты, утверждает, что их несколько десятков человек. Эта группа появилась не из ниоткуда, а на волне многочисленных (десятки тысяч человек) протестов против платы за дороги. Протесты проходили под лозунгом «Nok er nok» («Довольно – значит довольно»).

Тут же на глаза попался материал из отечественных соцсетей: «У нас в Башкирии тоже началось. Уже четыре камеры расстреляли. Причем если раньше из пневматики стреляли и практически не было повреждений – то сейчас дробью фигачат».

Работает закон притяжения информации…

На сайте vzsar.ru 25 октября прошлого года появилась короткая заметка с названием, не оставляющим сомнений, что и жители Саратовской области объявили войну техническим устройствам, – «Саратовцы начали расстреливать камеры видеофиксации нарушений ПДД»: «Об этом на… рабочем совещании в областной Думе заявил заместитель директора ГКУ «Региональный навигационный-информационный центр» Владимир Федоров.

Он признался, что такие случаи фиксировались в Вольске и около Гусельского моста в Саратове.

«Просто расстреливали камеры из мелкашек. В основном подъезжают, толкают и пытаются свалить. Вообще по вандализму возбуждено четыре уголовных дела», – сказал Федоров».

Редактор Telegram-канала «Красный Сион» поставил диагноз: «Неолуддизм. Думаю, будет расширяться и дальше… Многие уже видели недавнее видео, как реконструктор сбивает копьем дрон. Начинается как противодействие наступлению на индивидуальные свободы, а затем перекинется и на общественные процессы. Рабочие станут обесточивать заводы (рубить кабель), где их место заняли роботы. Причем скорее всего процесс станет активным в странах второго мира – где нет вэлфера и вообще социальная политика в зачаточном состоянии».

В общем, население уже достаточно хорошо разобралось в машинах, чтобы их сломать. Изумительный портрет луддита эпохи начала научно-технического прогресса приводят Илья Ильф и Евгений Петров в своем бессмертном романе «12 стульев» – Виктор Михайлович Полесов, слесарь-интеллигент. «У Полесова было лицо оперного дьявола, которого тщательно мазали сажей перед тем, как выпустить на сцену… В собственной его мастерской, помещавшейся во втором дворе дома № 7 по Перелешинскому переулку, застать его было невозможно. Потухший переносный горн сиротливо стоял посреди каменного сарая, по углам которого были навалены проколотые камеры, рваные протекторы «Треугольник», рыжие замки – такие огромные, что ими можно было запирать города, – мягкие баки для горючего с надписями «Indian» и «Wanderer», детская рессорная колясочка, навеки заглохшая динамка, гнилые сыромятные ремни, промасленная пакля, стертая наждачная бумага, австрийский штык и множество рваной, гнутой и давленой дряни».

Старый «добрый» луддизм, который, казалось, похоронили еще в начале XIX века, оказывается, гнездится на генетическом уровне где-то в сознании и поведении человека разумного. На уровне инстинкта. Думаю, многие наблюдали – иногда с умилением, иногда с ужасом, – с каким наслаждением и всепоглощающей серьезностью ребенок, еще и не научившийся толком говорить, уже разбирает на винтики любимую игрушку. Никто его этому не учил, он – сам!

12-16-1_t.jpg
Юные неолуддиты вряд ли в курсе, что являются
наследниками глубокой исторической традиции.
Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
Примеры Норвегии, Саратова, Башкирии выросли не на пустом месте.

11 марта 1811 года рабочие-трикотажники собрались на рыночной площади в Ноттингеме. Решено было создать организацию для борьбы за повышение заработной платы, и поклялись разрушать ненавистные станки. Название этого «неформального» объединения возникло сразу же – луддиты, в честь некоего Неда Лудда (генерала Лудда). Один из пэров Англии в то время писал: «Настоящий Лудд, как рассказывает предание, был за 30 или 40 лет до этого подмастерьем в городе Лестере. Как-то раз он не поладил со своим хозяином, последний обратился к полиции и по ее постановлению приказал отодрать несчастного Лудда плетьми. Рассерженный малый взял тогда молот и разбил свой станок вдребезги». С тех пор среди английских ткачей и установилась поговорка: «Поступать как Нед Лудд». В общем, «из искры возгорится пламя».

Все по-серьезному. Чего стоит только текст тайной клятвы луддитов (1813):

«Я (имя рек) по своей собственной воле заявляю и торжественно клянусь, что никогда ни одному лицу или лицам под сводом небесным не открою имен тех, кто участвует в этом тайном комитете, их действий, собраний, потайных мест, одеяния, черт лица, наружного вида или всего того, что может повести к их раскрытию словом, делом или знаком, под угрозой изъятия из мира первых встретившим меня братом; в противном случае пусть самое имя мое будет вычеркнуто из жизни и никогда не вспоминается иначе, как с презрением и отвращением.

Далее я клянусь, что употреблю все, какие только есть у меня, силы, чтобы наказать смертью каждого изменника или изменников, буде такие случатся среди нас, когда бы я ни нашел его или их; и хотя бы он убежал на край света, я буду преследовать его своей непрестанной местью.

Да поможет мне бог и благословит меня и сохранит мою клятву ненарушимой».

Как всегда афористично и эмоционально Карл Маркс все объяснил: «Борьба между капиталистом и наемным рабочим начинается с самого возникновения капиталистического отношения. Она свирепствует в течение всего мануфактурного периода. Но только с введения машин рабочий начинает бороться против самого средства труда, этой материальной формы существования капитала. Он восстает против этой определенной формы средств производства как материальной основы капиталистического способа производства».

И далее классик политэкономии приводит внушительную подборку примеров. Вот только один. В 1758 году в Англии была построена первая машина для стрижки овец, приводимая в движение водяным двигателем. Это чудо техники сожгли 100 тыс. (!) человек, оставшиеся без работы.

Кстати, среди защитников луддитов были первые перья Англии того времени – лорд Байрон и блестящий радикальный публицист Виллиам Коббет. «Если бы только порядки в стране были лучше, тогда и машины явились бы благодеянием для всех…» – заявлял Байрон. «Единственным же лекарством против угнетения бедных является реформа Палаты общин или Народной палаты. Парламент и правительство находятся в руках небольшого числа лиц, которые злоупотребляют своим могуществом для эгоистических целей, так как заботятся только о себе и своих друзьях. Дабы эта власть у них была отнята, нужно, чтобы Палата общин выбиралась народными массами, – тогда она станет зависимой от желаний нации, и народ будет свободным», – вторил поэту Коббет.

А мы-то думали, что стрельба из рогатки по лампочкам в подъездах – это мелкое хулиганство!            



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
1417
Дело сотрудника из кастрюли

Дело сотрудника из кастрюли

Геннадий Евграфов

Рассказ об Азефе, убийстве Плеве, бомбистах и кукловодах

0
1026
Конфликт красоты с политикой

Конфликт красоты с политикой

Ингвар Емушев

Литературный залп в «колыбели революции»

0
667
У нас

У нас

Юлия Горячева

0
675

Другие новости