Арест спецслужбами юриста, обидевшегося на обращение к нему без титула «магистр юриспруденции». Фото Reuters
Недавно ряд венских газет сообщили о происшествии в венском районе Йозефштадт. Речь шла о том, что некий пациент, сидя в ожидании врача в частной амбулатории, вдруг захватил в заложники 20 других пациентов и забаррикадировался в комнате ожидания. Преступник, по образованию юрист, выдвинул единственное требование – назвать его полным академическим титулом: магистр юриспруденции. Дело в том, что врач, вызывая пациента, забыл назвать его титул.
Эта история может показаться невероятной, и кое-кто может даже заподозрить юриста в помешательстве. Но в данном случае, по мнению представителя венской полиции Маркуса Бергера (а с полным титулом – магистра, придворного советника, комиссара Маркуса Бергера), дело состояло в том, что, после того как у юриста отняли титул, ему терять уже было нечего. На интернет-портале mein.Oesterreich.info отмечается, что увлечение титулами в Австрии действительно нередко принимает маниакальные черты. Что же за этим стоит?
Последний император Австро-Венгрии Карл, организовавший путч, стал причиной отмены дворянских титулов в Австрийской Республике. На снимке – Карл перед попыткой захвата венгерского трона под Будапештом в 1921 году. Фото из Государственного архива Австрии |
Немецкий еженедельник Spiegel утверждает, что в Австрии имеется сейчас 819 титулов. Австрийский автор Хайнц Каспаровски в своей книге «Титулы в Австрии» насчитал их даже 900. Это титулы производственные или служебные, чиновничьи, научные и учебные. Правда, среди них нет дворянских. В ходе распада Австро-Венгрии после поражения в Первой мировой войне и создания первой республики в 1919 году дворянские титулы были запрещены, и этот запрет нашел отражение в Конституции. 3 апреля 1919 года новый республиканский парламент принял конституционный закон о ликвидации дворянского сословия, заодно были запрещены и все дворянские титулы. Нарушения закона карались денежными штрафами. Возможно, что такое жесткое отношение к дворянским титулам (в соседней Германии такого не наблюдается) было связано с попытками последнего австро-венгерского монарха Карла фон Габсбурга любыми путями сохранить хоть какую-то из двух корон – если не австрийскую, то хотя бы венгерскую. И дело дошло даже до военного конфликта, случившегося под Будапештом между верными Карлу сторонниками и венгерскими солдатами, которыми руководил бывший главнокомандующий морскими силами Австро-Венгрии адмирал Хорти. 20 октября 1921 года Карл с группой сторонников прилетел из швейцарского изгнания и приземлился на самолете вблизи венгерского города Сопрон. Далее при поддержке генерала Антона Легара (брата известного композитора Франца Легара), собравшего несколько сотен солдат, верных монархии, попытался прорваться на поезде в Будапешт. Но под Будапештом войска, верные Хорти, поезд остановили, и после обмена несколькими выстрелами опереточная авантюра потомка Габсбургов была закончена. А Хорти, как извстно, стал затем главой самостоятельного венгерского государства. Кстати, после этого не только дворянство упразднили, но и имущество Габсбургов на территории Австрии национализировали. Но остались всякие другие титулы, в том числе академические.
Разнобой в академических титулах был впоследствии устранен. Еще в 1997 году в ЕС попытались унифицировать все титулы, по крайней мере в том, что касается высшей школы. Соответствующее соглашение, известное под названием Болонского, было подписано и австрийцами. Но это лишь стандартизировало ситуацию в определенном секторе титулов. Поэтому и сейчас в венских кафе для постоянных гостей кофе подается со словами «Пирожное для госпожи Магистра». Впрочем, что касается женщин, то в Австрии до сих пор бытует обычай передавать замужним женщинам титулы их супругов. Поэтому нередко слышится «госпожа дипломированный инженер», хотя, собственно говоря, носителем титула является муж данной дамы.
Интернет-портал Marketagent.com опросил 500 австрийцев по поводу их отношения к титулам. Более половины (56,2%) полагают, что наличие титула помогает в карьере. Лишь 13,6% посчитали титул не имеющим значения для производственной карьеры. 44% думают, что и в частной жизни титул не играет особой роли. Но 6% считают его, наоборот, очень важным. Каждый второй опрошенный заявил, что у него вырабатывается иное отношение к человеку с титулом, чем к человеку без титула. Три четверти опрошенных при обращении к собеседнику в деловых беседах предпочитают называть его с титулом. Но в частной жизни это делает лишь каждый третий.
Сами носители титулов, согласно данному опросу, относятся к нему следующим образом. В частной жизни никто не претендует на то, чтобы к нему обращались с титулом. Но 7% считают, что в переписке использование титула обязательно. В производственной сфере эта проблема выглядит несколько иначе. 8,6% опрошенных настаивают, чтобы на работе к ним обращались с титулом. Каждый четвертый считает, что в деловых письмах использование титулов является обязательным. Собственный титул чаще всего используется в деловых бумагах (70% опрошенных), при отправке электронной почты (58,6%), при заполнении формуляров (58,6%). При этом 53% утверждают, что использование титула уже хоть один раз себя оправдывало.
комментарии(0)