Книги – наше все... Плакат 1923 года.
Репродукция © РИА Новости
|
Советские плакаты первых лет Октября были, как правило, эффектными и броскими. Их создавали талантливые художники, в том числе известные авангардисты. В наши дни коллекции таких произведений наглядной агитации хранятся в крупнейших музеях и библиотеках, в частных коллекциях; их демонстрируют на выставках и собирают в иллюстрированные альбомы. В полной мере это относится и к плакатам, пропагандирующим чтение. Данная тема была в послереволюционные годы остро актуальной. Многие сюжеты плакатов ничуть не устарели, а некоторые лозунги вполне могут быть взяты на вооружение и сегодня.
Поначалу художники заимствовали манеру оформления у дореволюционных рекламных афиш. Но постепенно в плакате выработался собственный графический язык. Стали появляться постоянные темы, характерные типажи. Листовки и плакаты не только призывали и агитировали, но и обучали, давали рекомендации, развивали полезные читательские навыки. Плакат о книге стал частью большой государственной кампании по приобщению народа к общемировым культурным богатствам.
В плакатах на книжную тему (в первую очередь рекламирующих продукцию Госиздата) нашли отражение просветительские идеи 20-х годов и искания молодых художников. Плакат лучше и нагляднее других изобразительных жанров передает дух эпохи. Важное значение имел и понятный каждому текст-лозунг.
Один из первых книжных плакатов советской России появился в 1920 году, еще до окончания Гражданской войны. В центре композиции – погрузившийся в чтение книголюб. По правую руку от него расположились великие писатели всех эпох от Гомера до Толстого, по левую – революционеры и просветители от Гутенберга до Ленина. И в центре – цитата из Декарта: «Чтение хороших книг – это разговор с самыми лучшими людьми, и притом такой разговор, когда они сообщают вам самые лучшие свои думы».
...Без них легче легкого рухнуть в пропасть алкоголизма, бюрократизма и некультурности. Плакат 1920 года. Репродукция © РИА Новости
|
В годы войн и разрухи книгами нередко топили печки, страницы разрывали на самокрутки. Поэтому агитаторы стремились внушить крестьянину и рабочему уважение к книге как проводнику знаний. Так появился цикл плакатов «Береги книгу!». А «читатель-хищник», вырывающий из книги страницы, приравнивался к классовому врагу.
Советская власть высоко ценила учет и статистику. На эту тему, в частности, много писал Ленин. Вот и книжные плакаты напоминали: бездумное, хаотичное чтение – непродуктивно. Нужно читать по системе, непременно составлять план чтения. Появился плакат-пособие «Проработка книги читателем» (как делать заметки, конспекты и рефераты). В свою очередь, и библиотекарей призывали активнее изучать и наблюдать читателя – на митинге, в кооперативе, в чайной. Так, плакат 1926 года советует учитывать спрос, прислушиваться к отзывам и замечаниям читателей, чаще проводить громкое чтение.
К этой же группе относится шедевр конструктивистской эстетики – плакат Федора Слуцкого «Что интересует вас больше всего? В библиотеке много книг по интересующим вас вопросам» (1929). На нем изображен сознательный рабочий-книголюб в стильном комбинезоне, словно пошитом по эскизу Варвары Степановой. В годы первой пятилетки борьба за читателя шла так же энергично, как битва за урожай и за выплавку стали.
Иные плакаты требовали искоренить «чуждые явления» в советской литературе. Для борьбы с мистикой и фантастикой в детской книге в 1926 году напечатали авангардистский комикс. В числе его антигероев оказались Баба-яга, Кот в сапогах, Конек-Горбунок. Даже Крокодил Чуковского был сочтен скрытым контрреволюционером. Впрочем, партийная критика вскоре осудила «левацкий загиб», старые сказки реабилитировали, а плакат упрятали в архив.
Зато широким фронтом шла борьба за трезвость. Тягу русского человека к бутылке власть стремилась заменить на любовь к книге. Особенно хорошо, если это книга Карла Маркса или Максима Горького. Вместо пивных открывались читальни. «Куда, куда идти теперь?/ Уж Новый Быт стучится в дверь!» – восклицал поэт Николай Заболоцкий. С целью повышения престижа чтения в 1930 году проводилась беспроигрышная книжная лотерея. Принять участие в ней призывает плакат неизвестного автора «Книга – меткий удар по пьянству». На рисунке – радостный рабочий с двумя стопками… не водки, но книг; тут же – толпа трудящихся-библиофилов, штурмующих издательские склады и книжные магазины. «Ударим по алкоголизму, некультурности, неграмотности, прогулам, бюрократизму и растратам!» – гласит лозунг.
Советский книжный плакат внес большой вклад в воспитание и просвещение, сформировал моду на книги и чтение. Конечно, он направлял спрос в определенное русло, подталкивал читателя к идеологически безупречным изданиям. Многое зависело и от привычки к чтению, сформированной в семье, в школе.
комментарии(0)