0
4092
Газета Стиль жизни Интернет-версия

05.06.2019 18:10:00

Меткий удар по пьянству

Книжные плакаты 1920-х агитировали за чтение и новый быт

Андрей Мирошкин

Об авторе: Андрей Викторович Мирошкин – критик, эссеист.

Тэги: литература, книжный плакат, агитационные плакаты, советская россия


19-16-2_t.jpg
Книги – наше все... Плакат 1923 года.

Репродукция © РИА Новости

Ровно 100 лет назад, в середине 1919 года, было основано Государственное издательство РСФСР. Это был важнейший этап реорганизации книжной отрасли в советской России. Издательства, библиотеки, типографии, книжные склады и магазины переходили под контроль государства. Госиздат стал ключевым элементом литературного процесса, комбинатом советской книги. Одновременно в стране стартовала кампания по борьбе с неграмотностью, активно пропагандировались чтение и образование. Руководители партии придавали этому процессу большое социальное и политическое значение. Главным орудием книжного просвещения стали агитационные плакаты. Большинство из них ныне забыто, их авторы подчас неизвестны (единственное, пожалуй, широко известное произведение этого жанра – плакат Александра Родченко «Ленгиз: книги по всем отраслям знания», 1924). Но в свое время эти работы сыграли заметную роль в российской культурной революции.

Советские плакаты первых лет Октября были, как правило, эффектными и броскими. Их создавали талантливые художники, в том числе известные авангардисты. В наши дни коллекции таких произведений наглядной агитации хранятся в крупнейших музеях и библиотеках, в частных коллекциях; их демонстрируют на выставках и собирают в иллюстрированные альбомы. В полной мере это относится и к плакатам, пропагандирующим чтение. Данная тема была в послереволюционные годы остро актуальной. Многие сюжеты плакатов ничуть не устарели, а некоторые лозунги вполне могут быть взяты на вооружение и сегодня.

Поначалу художники заимствовали манеру оформления у дореволюционных рекламных афиш. Но постепенно в плакате выработался собственный графический язык. Стали появляться постоянные темы, характерные типажи. Листовки и плакаты не только призывали и агитировали, но и обучали, давали рекомендации, развивали полезные читательские навыки. Плакат о книге стал частью большой государственной кампании по приобщению народа к общемировым культурным богатствам.

В плакатах на книжную тему (в первую очередь рекламирующих продукцию Госиздата) нашли отражение просветительские идеи 20-х годов и искания молодых художников. Плакат лучше и нагляднее других изобразительных жанров передает дух эпохи. Важное значение имел и понятный каждому текст-лозунг.

Один из первых книжных плакатов советской России появился в 1920 году, еще до окончания Гражданской войны. В центре композиции – погрузившийся в чтение книголюб. По правую руку от него расположились великие писатели всех эпох от Гомера до Толстого, по левую – революционеры и просветители от Гутенберга до Ленина. И в центре – цитата из Декарта: «Чтение хороших книг – это разговор с самыми лучшими людьми, и притом такой разговор, когда они сообщают вам самые лучшие свои думы».

19-16-1_t.jpg
...Без них легче легкого рухнуть в пропасть
алкоголизма, бюрократизма и
некультурности. Плакат 1920 года.
Репродукция © РИА Новости 

В середине 20-х годов на книжных плакатах возникает образ читающего крестьянина. Неграмотность в сельской среде была высокой, поэтому художники призывали пахарей и доярок браться за азбуку и посещать избу-читальню: «Для хозяйства книга – клад, с нею все пойдет на лад». На плакате Афанасия Куликова (1928), выполненном в пасторальном стиле, крестьянка одной рукой держит грудного ребенка, а другой перелистывает объемистый том – надо полагать, по вопросам коллективного сельского хозяйства. «Для работы иль досуга книга лучшая подруга», – убеждает художник.

В годы войн и разрухи книгами нередко топили печки, страницы разрывали на самокрутки. Поэтому агитаторы стремились внушить крестьянину и рабочему уважение к книге как проводнику знаний. Так появился цикл плакатов «Береги книгу!». А «читатель-хищник», вырывающий из книги страницы, приравнивался к классовому врагу.

Советская власть высоко ценила учет и статистику. На эту тему, в частности, много писал Ленин. Вот и книжные плакаты напоминали: бездумное, хаотичное чтение – непродуктивно. Нужно читать по системе, непременно составлять план чтения. Появился плакат-пособие «Проработка книги читателем» (как делать заметки, конспекты и рефераты). В свою очередь, и библиотекарей призывали активнее изучать и наблюдать читателя – на митинге, в кооперативе, в чайной. Так, плакат 1926 года советует учитывать спрос, прислушиваться к отзывам и замечаниям читателей, чаще проводить громкое чтение.

К этой же группе относится шедевр конструктивистской эстетики – плакат Федора Слуцкого «Что интересует вас больше всего? В библиотеке много книг по интересующим вас вопросам» (1929). На нем изображен сознательный рабочий-книголюб в стильном комбинезоне, словно пошитом по эскизу Варвары Степановой. В годы первой пятилетки борьба за читателя шла так же энергично, как битва за урожай и за выплавку стали.

Иные плакаты требовали искоренить «чуждые явления» в советской литературе. Для борьбы с мистикой и фантастикой в детской книге в 1926 году напечатали авангардистский комикс. В числе его антигероев оказались Баба-яга, Кот в сапогах, Конек-Горбунок. Даже Крокодил Чуковского был сочтен скрытым контрреволюционером. Впрочем, партийная критика вскоре осудила «левацкий загиб», старые сказки реабилитировали, а плакат упрятали в архив.

Зато широким фронтом шла борьба за трезвость. Тягу русского человека к бутылке власть стремилась заменить на любовь к книге. Особенно хорошо, если это книга Карла Маркса или Максима Горького. Вместо пивных открывались читальни. «Куда, куда идти теперь?/ Уж Новый Быт стучится в дверь!» – восклицал поэт Николай Заболоцкий. С целью повышения престижа чтения в 1930 году проводилась беспроигрышная книжная лотерея. Принять участие в ней призывает плакат неизвестного автора «Книга – меткий удар по пьянству». На рисунке – радостный рабочий с двумя стопками… не водки, но книг; тут же – толпа трудящихся-библиофилов, штурмующих издательские склады и книжные магазины. «Ударим по алкоголизму, некультурности, неграмотности, прогулам, бюрократизму и растратам!» – гласит лозунг.

Советский книжный плакат внес большой вклад в воспитание и просвещение, сформировал моду на книги и чтение. Конечно, он направлял спрос в определенное русло, подталкивал читателя к идеологически безупречным изданиям. Многое зависело и от привычки к чтению, сформированной в семье, в школе. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Когда кумиры становятся коллегами

Когда кумиры становятся коллегами

Ирина Кулагина

Новый виток литературной мастерской Сергея Лукьяненко

1
4380
Детская литература становится спасением

Детская литература становится спасением

Ольга Василевская

Станислав Секретов об играх молодых писателей, коте Матроскине и маленьких толкинистах

0
4930
Белорусские власти призвали книготорговцев к самоцензуре

Белорусские власти призвали книготорговцев к самоцензуре

Дмитрий Тараторин

Активизировалась борьба с литературой, "наносящей вред национальным интересам"

0
2235
Бумажный носитель: Термин "технология"

Бумажный носитель: Термин "технология"

Андрей Ваганов

0
8952

Другие новости