Типичный интерьер венских заведений не меняется уже веками. Фото Pixabay
Не скрою, я обожаю венские кофейни. К сожалению, даже созданное некоторое время тому назад в аэропорту Домодедово гастрономическое сооружение под названием «Венское кафе» имеет с настоящим венским кафе только одно общее – название.
Дело в том, что повторить венское кафе за рубежом вряд ли возможно. Все дело в атмосфере, или, как говорят ученые, – в венской кофейной культуре. Поэтому венская кофейная культура с октября 2011 года принадлежит к нематериальным ценностям ЮНЕСКО. Согласно заявке, к венской кофейной культуре относятся мраморные столики, на которых сервируется кофе, стулья специальной конструкции из бука, уютные ниши, газетные столики с кучей преимущественно местных газет на длинных деревянных палках, что позволяет читать их десяткам, а может, сотням читателей и при этом не повреждать. Конечно, можно возразить, что нынче читать газеты на смарфоне сподручнее. Но не все газеты, особенно на Западе, полностью доступны онлайн. Многие берут за свои статьи деньги. Кроме того, всегда существует опасность облить смартфон кофе. Методика чтения на палке это исключает, поскольку обе руки должны быть заняты газетой. Но главное все-таки, на мой взгляд, внутреннее убранство – своего рода историзм. Ведь многие венские кофейни размещены в исторических зданиях. Другими словами, посетитель не только потребляет кофе, но и время, обстановку, историю, а платит только за кофе.
Традиция венского кафе начинается в XVII веке. В исследовании Герхарда Оберцилля, посвященном венскому кафе как институциональному образованию, отмечается, что венская кофейня была основана Георгом Францем Кольчитским в 1683 году. В тот год в июле османы обложили Вену и начали ее осаду. Кольцо осады становилось все теснее, и комендант Вены граф Штамберг уже сомневался, что ему удастся удержать город.
На картине Яна Матейки освободитель Вены от осады османов польский король Ян Собеский отправляет письмо с вестью о победе папе Римскому. Картина 1883 года, Музеи Ватикана |
Кроме того, Османская империя оказывала военную поддержку венграм и некатолическим религиозным меньшинствам, жившим в занятой австрийцами части Венгрии. В этой стране на протяжении многих лет росло недовольство антипротестантской политикой императора Австрии Леопольда I Габсбурга, ярого сторонника католической Контрреформации. В итоге это недовольство вылилось в открытое восстание против Австрии, и в 1681 году протестанты и прочие противники Габсбургов объединились с турками. Турки же признали предводителя восставших венгров Имре Текёли королем Верхней Венгрии (нынешняя восточная Словакия и северо-восточная Венгрия), ранее отвоеванной им у Габсбургов. Они даже обещали венграм создать специально для них Венское королевство, если те помогут им захватить город.
Удавка осады потребовала от коменданта направить курьера искать помощи у союзников. За эту услугу Кольчитскому было обещано 200 дукатов и право на концессию выбранного им занятия. Кольчитскому удалось пробиться через турецкую осаду и доставить послание союзникам. Вскоре 70-тысячный корпус польского короля Яна Собеского и герцога Лотарингского Карла разбил турок и освободил Вену. В боях с турками было захвачено 500 мешков с кофейными бобами, и было бы логично предположить, что они и положили начало кофейному бизнесу Кольчитского. Однако имеющиеся документы говорят о другом. И история о Кольчитском остается прекрасной легендой в истории создания венского кафе. Но очень популярной, хотя и не подтвержденной никакими документами. Возможно, так оно и было, но документального обоснования не сохранилось.
На самом деле 17 января 1685 году императорская дворцовая камера (ведущая финансовая инстанция) выдала разрешение на изготовление и продажу кофе (без уплаты налогов), который был назван «турецким напитком», некоему греку по имени Йоханнес Диодато из Константинополя. Разрешение было выдано сроком на 20 лет. Впрочем, ему было дано разрешение торговать и чаем, щербетом, шоколадом и холодными освежающими напитками. Диодато, сам родом из Константинополя, был торговцем при дворе турецкого султана, и торговал он не только пряностями и коврами, но и секретными сведениями, поставляя их австрийскому двору. За эту услугу после разгрома османов он и получил право открыть кофейни в Вене.
Сегодня творение предприимчивого грека с 2011 года относится к нематериальному культурному наследию ЮНЕСКО.
комментарии(0)