В праздничные дни работы у нью-йоркских мусорщиков становится еще больше. Фото Reuters
История борьбы американцев с производимым ими же мусором исполнена драматизма. Для начала обозначим масштабы проблемы: в 2015 году, например, США «выдали» 262,4 млн т мусора, что на 4,5% больше, чем в 2010-м, и на 60% – чем в 1985-м. В прошлом году только частный сектор Нью-Йорка собирал аж 934 т металла, пластика и стекла в день, и это на 33% больше, чем в 2013-м. Тех, кто бывал в этом городе, наверняка поражали высокие кучи черных пластиковых мешков с мусором, которые образовывались на углах улиц по вечерам: речь идет о побочной «продукции» общепита в дополнение к мусору из жилых домов. В других американских мегаполисах картина примерно такая же.
Времена, когда счастливые субъекты экономического бума, не задумываясь, бросали все в один мусорный бак, давно прошли. Ответом на обострявшуюся мусорную проблему стали целенаправленные информационные кампании, благодаря которым общество постепенно повернулось к мусору лицом. Семьи обзавелись специальными сумками для сбора подлежащих переработке отходов, на перекрестках улиц появились разноцветные контейнеры – для стекла, жести, бумаги и пластика соответственно. Культура сортировки мусора вошла в каждый дом, офис, детское учреждение, аэропорт…
Сегодня уже невозможно представить себе многоквартирный дом без раздельных мусоропроводов или баков для вторсырья, если мусоропровод, как по старинке, один. Детей с малых лет приучают к сортировке: в каждом школьном классе стоят разноцветные бачки для разных видов мусора и вторсырья. Внутри жилых районов строго по расписанию курсируют мусоровозы. Причем для каждой категории жилья и отходов – отдельная машина. Если вы живете в частном доме с участком, то будьте добры, собирайте все в соответствующие контейнеры и катите сами тяжеленные баки к обочине: отходы заберут согласно графику и категории.
Иногда доходит до курьезов: на суд общественности выносится вопрос о том, как быть с утилизацией пупырчатых почтовых пакетов. Ведь снаружи они бумажные, а изнутри – пластиковые. В какой же контейнер их бросать? Вот какие вопросы волнуют сегодня американского обывателя!
С некоторых пор сортировка отходов – это закон, действующий практически на всей территории страны и ставший нормой жизни каждого американца. Но такое щепетильное отношение к отходам – не дань моде или забавы высшего класса. Это – насущная необходимость. Цель понятна: облегчить и, главное, удешевить переработку вторсырья, не загрязняя окружающую среду.
Но предметом гордости американцев стали уже не только сортировка и переработка мусора. Переработка – дело чести и совести производителей разных продуктов и упаковки для них. Теперь часто даже на самих товарах красуется надпись о том, что данный продукт на 30–50–70% состоит из возобновляемых материалов. Компании по сбору мусора, ранее сидевшие на шее у местных бюджетов, сегодня находятся на вершине бизнеса, обладая невиданными прежде рычагами давления на местные власти и располагая головокружительными доходами. Работать мусорщиком – это теперь и престиж, и редкая удача.
Впрочем, революционные перемены в сознании американцев не могли решить проблему кардинально. Стремительно нараставшая лавина мусора угрожала физическому существованию нации. Нужен был настоящий прорыв, который произошел благодаря заключению соглашения с Китаем о переработке там миллионов тонн отходов из США. Разумеется, не просто отходов, а отсортированного вторсырья. И вот к китайским портам потянулись под завязку загруженные контейнеровозы (до 4 тыс. контейнеров в день!).
Зачем это было нужно КНР? Стремительно развивавшаяся китайская экономика остро нуждалась в относительно недорогих материалах, которые могли быть произведены в ходе переработки вторсырья из западных стран. Кроме того, китайское руководство получило наконец возможность хоть как-то занять избыточную рабочую силу. Эта практика позволяла одним облегчать мусорное бремя, экономя на переработке и обеспечивая защиту окружающей среды у себя дома, а другим давала сырье для производства дешевых товаров, в том числе на экспорт.
Школьников с первого класса приучают к сортировке отходов. Фото автора |
Ограничительные действия КНР вновь обострили проблему, поставив американское общество в тупик. Поскольку добиться должной степени очистки экспортируемых отходов (их засоренность вредным пластиком составляет около 25%) не удалось, сетям розничной торговли пришлось пойти на жесткие меры по сокращению оборота пластиковой упаковки. В «продвинутых» магазинах теперь в лучшем случае в ход идут пакеты из биоразлагающейся бумаги, а в худшем – вообще ничего. Развернулась кампания против использования пластмассовых трубочек и стаканчиков для питья, пластиковых контейнеров для еды, картонных коробок и пр.
На бытовом уровне американцам внушают новую мантру: «Меньше покупаешь – меньше мусора производишь». Но куда там: разве можно остановить разогнавшийся локомотив американского потребительства? Ведь расходы на покупку розничных товаров в США составляют 68% ВВП! Именно на это ориентированы и маркетинг, и фундаментальная «наука впаривания». Согласно данным из правительственных источников, средний американец в 2017 году тратил на 7–8% больше средств на продукты питания и предметы личной гигиены, чем в предыдущем.
Более глубокая сортировка и некоторое сокращение отходов – это паллиатив. Масштабная переработка – дело дорогостоящее и трудоемкое, хотя и экологические, а теперь и экономические соображения говорят в ее пользу. Так, согласно исследованиям, уничтожение 10 тыс. т твердых отходов создает шесть рабочих мест по сравнению с 36 при переработке. По данным американского Агентства по охране окружающей среды, в 2014 году из 258 млн т отходов по стране более 89 млн т, или около 34,6%, было так или иначе переработано. Но, учитывая циклопический объем генерируемого в стране мусора, такие результаты не внушают оптимизма. Пока же кризис лишь обостряется: мусоросборочные пункты и перерабатывающие заводы не только не развиваются, а, наоборот, закрываются. Местные власти не в состоянии оплачивать резко подорожавшие процессы сбора и переработки мусора.
Пока сильные мира сего решают, что делать на общенациональном уровне, обыватель трижды подумает, прежде чем бросить стеклянную или пластиковую бутылку в мусор, а также отправить в мусорный бак поношенные одежду или обувь. В том, что касается борьбы за сокращение отходов и развитие индустрии переработки, США уже вполне сравнялись с Западной Европой. Нужда, как говорится, заставила.
комментарии(0)