В американских офисах распрощались с открытой планировкой. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
Пандемия коронавируса рано или поздно закончится, но изменения коснутся самых разных аспектов жизни. В том числе работы в офисах. Мы теперь активно используем чаты и видеоконференции, благодаря чему в единицу времени можно не только обсудить большинство рабочих вопросов, но и провести совещание, дать или выслушать указания, организовать презентацию. Причем вас могут слышать и видеть не только члены местного коллектива, но и коллеги из других городов или стран.
Пандемия коронавируса войдет в историю не только как проблема, потребовавшая введения режима самоизоляции, обязательного ношения масок и строгого соблюдения правил личной гигиены. Она ознаменовала собой форсированный переход к совершенно новой форме организации трудовой деятельности, новым способам общения людей, фактически перевернув общепринятые представления об офисной работе. Сегодня в обязательном порядке приходится решать проблемы переоборудования вентиляционных систем в зданиях, предотвращения скопления сотрудников в рабочих помещениях и на этажах, пассажиров на стойках регистрации или в залах ожидания аэропортов и вокзалов. Социальное дистанцирование, терминалы для санитарной обработки, автоматические двери, бескнопочные лифты и т.д. – это веление времени. В итоге придется отказываться от идеи открытого плана рабочего этажа или помещения: люди теперь должны сидеть на расстоянии как минимум 2 м друг от друга. Пришло время вернуться не только к традиционным «кубикам», причем с высоченными перегородками, но и к старомодным кабинетам с табличками. А как же всеми «любимые» совещания по нескольку раз в день? Ведь сегодня и собираться в одном помещении недопустимо! Комната для совещаний, вмещающая, скажем, человек 20, теперь сможет «принять» не более половины из них.
Как считает Кэйт Норд – вице-президент крупной американской компании Colliers International, работающей в сфере недвижимости: «Любая конфигурация офисного помещения должна оцениваться с точки зрения требований социального дистанцирования и безопасности». Ей вторит президент корпорации IFMA Дин Гилпин: «Будут предприняты особые усилия, чтобы пересмотреть подход буквально к каждому рабочему месту как потенциальному источнику заражения». Некоторые фирмы уже разрабатывают инновационную концепцию дизайна помещений под названием «офис шести футов» (2 м). В ее основе – рассаживание сотрудников на соответствующем расстоянии друг от друга, с тем чтобы свести личные контакты к минимуму. Прощай, открытая планировка! В итоге многие, вернувшись на работу, могут вообще не узнать ни свое рабочее место, ни этаж, на котором работали раньше.
Но ведь до офиса надо еще добраться. Ездить на работу на машине могут или хотят далеко не все. Для большинства общественный транспорт был и остается основным средством передвижения. Ведь его тоже придется обеззараживать! Пока COVID-19 «помог» – хотя бы частично – решить перечисленные проблемы: масса людей сидит дома. И не просто сидит, а работает удаленно. Небезызвестный Марк Цукерберг, глава компании Facebook, где трудится около 48 тыс. человек в 70 офисах по всему миру, считает, что если коронавирус завтра сойдет на нет, то примерно 50% сотрудников будут продолжать работать из дома в течение ближайших 5–10 лет. А к июлю этого года, когда ожидается отмена жестких ограничений, офисы Facebook с учетом новых требований по социальному дистанцированию смогут вместить только 25% сотрудников. Поэтому по корпорации недавно было разослано сообщение о том, что люди должны работать удаленно до конца 2020 года.
Дети – не помеха работе на удаленке. Фото Reuters |
Работа из дома стала возможна благодаря новейшим коммуникационным технологиям. Такие видеоприложения, как Zoom, Google Hangout, Skype и многие другие, привносят в нашу жизнь невиданные удобства, давая возможность соблюсти оптимальный баланс между трудовой деятельностью и семейными делами. И что крайне важно, эти технологии нивелируют проблему жизни в дорогих мегаполисах, где людям приходится снимать или покупать жилье из соображений логистики, например в Калифорнии или Нью-Йорке. Есть доказательства того, что многие, воспользовавшись ситуацией, переезжают в менее дорогие места. Пути назад скорее всего уже не будет.
Неудивительно, что у компаний, разрабатывающих программное обеспечение для виртуального общения, работы сегодня хоть отбавляй. В течение только одного месяца их платными услугами стали пользоваться тысячи новых клиентов. Так, Slack сообщила, что в феврале этого года открыла около 9 тыс. аккаунтов. Число активных пользователей Microsoft Teams выросло за тот же месяц на 70% (до 75 млн). Руководство популярного портала Zoom, которым активно пользуются преподаватели и студенты образовательных учреждений разного уровня, утверждает, что к концу апреля количество его подписчиков достигло 300 млн по сравнению с 200 млн в начале месяца.
Новые технологии пока работают небезупречно, но они предоставляют пользователям оперативную информацию, экономя время, и – что немаловажно – способствуют разрядке деловой напряженности. Если раньше при появлении большого босса сотрудники выстраивались «во фрунт», то теперь веб-камера позволяет им увидеть его с кошкой на коленях или с тарелкой каши для ребенка в руках. Это, конечно, делает рабочую обстановку более непринужденной. Со своей стороны, работодатели озаботились вопросом: как отслеживать эффективность работы на удаленке? Рынок тут же предложил решения. Теперь в тренде такие программы мониторинга, как Awarе, ActivTrak, Time Doctor и Teramind. И все же страх потери контроля за сотрудниками – это рудимент старых корпоративных ценностей.
Но перейдем к недостаткам «новой» жизни. Например, рабочий день становится длиннее. Интернет, безусловно, вещь хорошая, особенно в позднее время, когда дети уже спят и можно наконец спокойно работать. Но главный недостаток – это неизбежные потрясения на рынке офисной недвижимости. Неудивительно, что динамика продаж и сделок в этой сфере резко замедлилась. Стандартные 10-летние договоры аренды постепенно вытесняются менее долгосрочными. В упадок приходит и популярная ранее система «коворкинг», предполагающая гибкое управление офисным пространством двумя-тремя компаниями. Если взглянуть на проблему шире, то становится понятно, что модные деловые центры и многоэтажные офисные здания могут скоро оказаться никому не нужны. Можно, конечно, маневрировать, вводить гибкие графики, работу по сменам и прочие инновации, но это все лишь «косметика».
Итак, проблема коронавируса не сводится лишь к медицине. Миллионы людей по всему миру теперь ломают голову не только над тем, как уберечься от невидимой заразы, но и над тем, как, выполняя все предписания по безопасности труда, создать возможности для быстрого наверстывания упущенного, спасая экономику от окончательного коллапса. Нетрудно представить, каких титанических усилий, времени и гигантских средств потребует эта борьба за выживание.
комментарии(0)