Удел этих молодых людей – неустроенность и отсутствие социальных перспектив. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
Во Франции главным фильмом минувшего кинематографического сезона года стали «Отверженные». Для начинающего режиссера Ладжа Ли получение премии жюри Каннского фестиваля (2019), а позже премии «Сезар» стало полной неожиданностью.
«Отверженные» – это честный рассказ о жизни маленького городка, расположенного в предместье Парижа. Когда-то вблизи Монфермея на лесной дороге встретились герои романа «Отверженные» – бывший каторжник Жан Вальжан и Козетта. Сегодня в центре Монфермея находится школа, носящая имя Виктора Гюго, а в самом городе живут «новые отверженные». Это французы, деды и отцы которых в 1960-е годы приехали во Францию из Черной и Северной Африки. Удел этих людей – бедность, неустроенность, отсутствие социальных перспектив.
В прошлом мужчины работали на производстве, но в 1980–1990-е годы многие предприятия закрылись. Сегодня значительная часть населения «сложных» кварталов, которые во французском языке политкорректно называют «кварталами, требующими особого внимания» (quartiers sensibles), не имеет работы и живет на социальные пособия. Доход более половины семей ниже официального уровня бедности. Социальные гетто есть не только в депрессивных регионах, пострадавших от кризиса и глобализации. Есть они и в процветающих городах, таких как Тулуза и Гренобль.
В неблагополучных городах и кварталах возникает особый «закрытый мир», орудуют преступные банды, процветают проституция и наркоторговля. Политики и журналисты – нечастые гости. В тех местах, где официальная власть слаба, образуются социальные сети, действуют кланы со своей иерархией и лидерами. В Монфермее и других городах еще полтора-два десятилетия тому назад бал правила наркомафия. Она и сегодня сильна, ведь в наркобизнесе во Франции, по оценкам специалистов, занято около 200 тыс. человек.
Однако в последние годы ситуация изменилась, в городке появились «Братья-мусульмане» (организация запрещена в РФ). Они оказывают материальную помощь наиболее нуждающимся семьям, воспитывают молодежь. «Надо уважать соседей, не надо им грубить», – увещевают они подростков, не забывая напомнить, что ждут их к пятничной молитве, после которой будет чай с конфетами. Можно предположить, что речь идет не только о чаепитии. Хорошо известно, что в армии «Исламского государства» (запрещено в РФ) немало подростков.
«Мой фильм, – говорит режиссер, – рассказывает о детях». Именно они – главные герои разворачивающейся драмы. Подростки решительны и агрессивны, в любую минуту готовы ввязаться в драку.
«В прошлом, когда я рос, – вспоминает Ладж Ли, родившийся и до сих пор живущий в Монфермее, – дети проводили лето в летних лагерях, в городе работали ассоциации, развивались культура и спорт». Сегодня социальный бюджет сократился, занятия в спортивных клубах стоят дорого и для большинства недоступны. Часть социальной инфраструктуры в Монфермее, как и в других неблагополучных городах и кварталах, не была восстановлена после погромов 2005 года. Кто был тогда заинтересован в разрушении библиотек, спортивных залов, кинотеатров, можно только догадываться. Нельзя исключить, что за спиной вандалов стояли мафиозные кланы.
В основе сюжета фильма – конфликт между полицией и местным сообществом. Причем самой агрессивной и непримиримой частью этого сообщества являются подростки, с оружием в руках противостоящие силам порядка. Создатели ленты не занимают чью-либо сторону. Они честны со своими героями и показывают, что все они по-своему несчастны: и мальчишки, вынужденные проводить летние каникулы в пыльном городе, и полицейские, которые поддерживают порядок в накаленной до предела атмосфере. Именно беспристрастностью «Отверженные» отличаются от культового фильма «Ненависть» Матьë Кассовица (1995), в котором создатели явно были на стороне молодежи из предместий.
Популярный рэпер Кэрри Джэймс – участник акций против полицейского насилия. Фото со страницы Кэрри Джеймса в Instagram |
Социолог Жером Фурке сравнивает Францию с архипелагом, острова и островки которого утратили связь друг с другом. В последние годы, особенно после терактов 2014–2015 годов, нарастал раскол между мусульманской общиной и остальной частью французского общества. Мусульманское население стало все больше замыкаться на себе. Снизилось число смешанных браков, возрос контроль над жизнью мусульманских женщин в семье, все реже семьи соглашаются на брак девушки-мусульманки с «галлом». Хорошо известный факт: многие девушки из мусульманских семей хорошо учатся и стремятся получить высшее образование, чтобы со временем вырваться из-под гнета семьи. Кстати, в фильме именно молодые француженки магрибинского происхождения олицетворяют собой позитивный образ Монфермея. Они подтянуты, ведут нормальный образ жизни, занимаются спортом.
Другая особенность общественных настроений в современной Франции – невысокий уровень доверия к власти и, в частности, силам правопорядка. С декабря 2018-го по февраль 2020-го уровень доверия к полиции в стране снизился с 72 до 66%. Это происходило на фоне жесткого подавления выступлений «желтых жилетов». У жителей Монфермея эти настроения выражены еще сильнее.
Вопрос об отношениях общества с полицией – острая тема для современной Франции. Этим летом ситуация обострилась. В июне, еще до окончания карантина, тысячи французов вышли на улицы, чтобы почтить память афроамериканца Джорджа Флойда, погибшего от рук полицейского. Событие, произошедшее в США, напомнило французам о смерти темнокожего Адама Траоре, погибшего в полицейском участке после задержания в 2016 году в Бомон-сюр-Уаз. Акции проходили под лозунгами «Нет полицейскому произволу» и «Нет расизму».
Во французских политических кругах уже не одно десятилетие ведутся споры о том, как решить проблему «сложных» кварталов и городов. Рецепты предлагают разные. Левые политические силы выступают за увеличение финансирования неблагополучных территорий. Крайне правые и часть правоцентристов – за укрепление сил правопорядка, чтобы вести борьбу со «сволочью». Впервые оскорбительное слово «racaille» было произнесено Николя Саркози в 2005 году, в бытность его министром внутренних дел.
Местные власти и урбанисты настаивают на том, что лишь развитие транспортной инфраструктуры выведет неблагополучные территории из изоляции. Кстати, в минувшем декабре в Монфермее открылась новая трамвайная линия, которая соединила город с метро. Жители ждали этого события 20 лет.
В свою очередь, люди, выросшие в неблагополучных кварталах, но преуспевшие в жизни, такие как режиссер Ладж Ли, рэпер Кэрри Джеймс, актер Саид Тагмауи, убеждены, что только культурное развитие может спасти мальчиков и девочек из «сложных» кварталов. «Человек по рождению не приговорен к неудаче. Культура делает его свободным», – убежден Джеймс. Певец создал ассоциацию, которая оказывает помощь в обучении детям из неблагополучных семей. Ежегодно организация проводит конкурс, победители которого получают стипендию, позволяющую им продолжить учебу в университете. Есть и другие проекты, которые позволяют талантливым детям из неблагополучных семей получить высшее образование.
И еще один нерешенный вопрос: как сблизить две Франции – Францию социальных гетто и благополучную Францию, успешно врастающую в новый глобальный мир? То, что не удается сделать политикам и общественным деятелям, пытаются осуществить люди искусства. Рассказывая о том, что на самом деле происходит в «кварталах», они снимают табу со многих сюжетов, которые до недавних пор были закрытыми в политкорректной Франции. Подтверждая тем самым, что тот, кто обладает культурой, поистине свободен.
комментарии(0)