Дистанционное обучение сегодня уже не экзотика, а практика. Фото РИА Новости
У меня был потрясающий дед. Он не только говорил со мной абсолютно на все темы, не только учил общению с людьми (выбору друзей и компании, представлению о порядочности и неприличии, разнице между доверием и доверчивостью, любовью и увлечением), а, например, еще и кое-каким навыкам. Сушить сухари, аккуратно чистить овощи, снимая кожуру тонким слоем, нарезать хлеб тонкими кусочками так, чтобы он не крошился при этом. Выведению пятен с одежды подручными средствами, глажке без утюга и сушке без последующей глажки, борьбе с укусами комаров без химических средств («в нужный момент их может не оказаться под рукой»). Но самое главное, дед занимался со мной русским, литературой, географией, философией, историей искусств.
В бытность свою в сибирском лагере для политзаключенных он давал уроки детям тамошних начальников…
Благодаря письмам-советам деда (мы с ним жили в разных городах) вплоть до что послушать/прочесть/посмотреть я легко и с удовольствием постигала гуманитарные и прочие науки. А в 16 лет впервые одна гостила у него в Москве на каникулах. Мы с ним все время ходили в какие-то музеи, на выставки, в кино («Ударник» дед обожал с детства, полюбила его и я). Дед много рассказывал о трагических судьбах обитателей «Дома на набережной», о взлетах и падениях сильных мира сего в страшном 37-м. Мы заглядывали в многочисленные церкви, которых (на мой взгляд советского подростка) оказалось просто море, особенно подробно знакомил дед меня с Замоскворечьем, которое хорошо знал еще с довоенного детства. Мы ходили к каким-то домам, где возникали образы прошлого, и я рисовала в воображении картинки из прочитанных классиков: купцы, приказчики, торговые ряды, богомольцы... Островский, Фет, Толстой, Чехов, Ахматова, Шмелев, Ильф, Петров – какие только имена не звучали в дедовских рассказах.
В один из дней мы отправились на Воробьевы (тогда Ленинские) горы – разведать, что предлагает главный университет страны таким как я, живущим далеко от Москвы, но жаждущим знаний. Странным образом нас пропустили в главное здание университета. В приемной дед сразу очаровал местных дам (он это умел, был просто виртуозом, а в этот раз устроил настоящую феерию – говорил на таком правильном русском языке и сыпал такими комплиментами внешности и работе тамошних барышень и сударынь, что отказать ему в чем-то было бы верхом неприличия). Изложил и суть дела: у его внучки (вот она) есть некая проблема (проживание далеко от Москвы) и есть светлая мечта (учеба в МГУ), которая каким-то образом должна стать реальностью. Тетеньки прониклись, достали из закромов разные книжечки и методички для поступающих и отправили нас на улицу Грановского на заочные подготовительные курсы МГУ.
И с сентября началась моя заочная учеба. Осуществлялось все следующим образом: мне прислали программу, методические указания, книжечки с заданиями, которые я аккуратно выполняла и к определенному сроку отправляла назад в МГУ заказной бандеролью. Там это все тщательно проверялось, исправлялось, объяснялось и высылалось мне обратно уже с оценкой и со всеми замечаниями и пожеланиями.
В Замоскворечье возникали образы прошлого, рисовались картинки из прочитанных классиков... Фото агентства «Москва» |
Следующая моя встреча с дистанционным обучением случилась много лет спустя. Я жила в Израиле, мир стремительно менялся – в домах появились компьютеры, а в них – все знания, накопленные человечеством. Учись не хочу. И я училась. Но дистанционное образование все еще было не в прерогативе, а только как некий дополнительный сегмент в получении знаний.
А вот уже когда учились мои дети… Многим их сверстникам родители приглашали онлайн-тьютеров (находиться эти тьюторы могли где угодно: в этом же городе или за океаном, но в назначенное время включался монитор, и…). При этом семья, нанимающая такого преподавателя, была мобильна и совершенно не привязана к месту: главное, чтобы был интернет.
Поскольку наша семья много перемещается по миру и часто в учебное время, идея с онлайн-уроками решала проблему. Но мне недостаточно было просто занятий с тьютором, я решила пойти дальше – найти школу с современной системой обучения и передовым взглядом на возможности образования. Впервые мой младший сын был на онлайн-уроке, сидя со мной в тихом уголке кафе в деловом центре Рамат Гана (Израиль), а урок был в его школе в центре Москвы (Россия). Целый месяц он в определенное время открывал свой компьютер в Израиле и оказывался на уроках вместе со всем остальным классом в Москве. О, дивный новый мир!
Школу с такими возможностями я искала очень долго, потому что точно знала, что таким же жаждущим, как когда-то я, для учебы просто необходим «канал связи» с миром образования – доступный, интересный, с достойными преподавателями. Которые и сами всю жизнь учатся, и детей, стремящихся к знаниям, готовы обучать и очно, и заочно – онлайн.
Ко времени «всемирной удаленки», вызванной нынешней пандемией, наша семья давным-давно привыкла учиться и работать дистанционно, поэтому никакого стресса по этому поводу не испытала. Старший сын в мае окончил первый курс американского университета, хотя с конца марта находится в Москве, младший сдал британские школьные экзамены, не выходя из дома, и сейчас учится в британской театральной школе у педагогов из Англии, Америки, ЮАР и пр.
А я даже представить себе не могу, какие образовательные возможности будут у моих внуков, но письмами я их обязательно закидаю и знаниями буду делиться с удовольствием и от души. Как когда-то мой замечательный дед со мной.
комментарии(0)