Отслеживанию социальных контактов больных COVID-19 помогут современные цифровые технологии. Фото Pexels
Один из самых авторитетных социологов XX века, немец Никлас Луман утверждал, что общество (социум) – это не воспроизводство индивидуумов; общество, а воспроизводство коммуникаций между индивидуумами. Велик соблазн использовать это в высшей степени «технологичное» определение, чтобы попытаться целенаправленно воздействовать на формирование таких коммуникаций – ограничивать их или, наоборот, делать избыточными (что мы сейчас и наблюдаем в связи, например, с развитием соцсетей и шире – сферы электронных коммуникаций). В общем, модулируя естественные несущие частоты социальных коммуникаций выгодной тем или иным акторам информацией.
В научной литературе это называется красивым и вроде бы нейтральным термином – «социальное проектирование». В нашей обыденной жизни – чуть ли уже не ругательным – «политтехнологии».
Но вот история с пандемией нового коронавируса обнулила не только многие президентские сроки, но и лишила социальных проектировщиков их кормовой базы – социального как такового. Обществом неожиданно теперь управляют – непонятно, правда, сколько это продлится, – совсем другие агенты влияния. Буквально – гости из параллельных миров. Наиболее дальновидные исследователи предупреждали о высокой вероятности реализации такого варианта развития общества уже давно. Французский философ Жан Бодрийяр лет двадцать назад отмечал: «К счастью, однако, сегодня в мире заявляет о себе то, над чем социальность уже не властна... Возьмите такие ключевые в данном отношении феномены, как безработица, коровье бешенство... Речь идет о любом событии, которое по самой своей сути не зависит ни от социального, ни от политического, но которое мы тем не менее стремимся политизировать, надеясь... придать ему некий политический смысл... Но, к счастью, пока еще существует и иная, особая, параллельная вселенная, вселенная, где происходят действительные события. И она вовсе не является объектом социологии!.. Как можно и сегодня, когда изменения в мире очевидны, продолжать варить убогую социологическую похлебку на убогой кухни социологии?»
И вот этот абсолютно аполитичный субъект (объект?) – вирус SARS-CoV-2 – легко и непринужденно перелопачивает всю нашу привычную и временами уютную социальность…
В середине мая Школа общественного здравоохранения Блумберга при Университете Джона Хопкинса запустила на популярной интернет-платформе Coursera – крупнейшей площадке онлайн-образования – бесплатный курс COVID-19 Contact Tracing. Слушателей обучают… отслеживанию контактов больных COVID-19. Обозреватель Telegram-канала «Красный Сион» Петр Кромских замечает: «Похоже, это самый масштабный на сегодняшний день проект по массовой подготовке профессиональных стукачей из социально ответственной молодежи, принадлежащей к upper-middle-middle-классу (которая и составляет аудиторию Coursera). Пандемия закончится, но специалисты по контакт-трекингу, уверен, не останутся без работы в рекламных агентствах, соответствующих отделах Google и других цифровых урбанистических утопиях. Коронавирус действительно изменил нашу жизнь, и мы пока не знаем, на какое время, но в мегаполисах первого мира он, в общем, только обострил и ускорил давно идущие процессы».
И, судя по всему, специальность contact tracer будет востребована не только в штате Нью-Йорк. Израильские СМИ, например, сообщают об острой нехватке квалифицированного медицинского персонала для проведения эпидемиологических расследований. В июне проводилось около 1260 эпидемиологических расследований. Министерству здравоохранения Израиля требуются еще 273 сотрудника для проведения эпидемиологических расследований в семи региональных офисах. Необходимо проведение еще минимум 6500 расследований обстоятельств заражения коронавирусом в месяц. По данным Института Гартнера, сейчас удается разорвать не более 10–20% инфекционных цепочек; для эффективной борьбы с распространением COVID-19 необходимо разрывать минимум 50% цепочек.
Так вирус создал новый высоковостребованный сегмент на рынке труда. Кстати, как это ни странно, для высокотехнологичной и наукоемкой экономики США последние два десятилетия проблема подготовки специалистов именно в области IT стала одной из трудноразрешимых. И труднообъяснимых тоже.
Многие жители Нью-Йорка возможно и не подозревают, что над ними проводится социальный эксперимент. Фото Reuters |
И действительно, на взгляд обывательский, именного этого мы должны были ожидать. Но число тех, кого бог снабдил склонностью и талантом к CS, в США падало до последнего времени. Так, доля студентов, специализирующихся в области компьютерных наук, уменьшилась с 3,76% в 2005 году до 3,14% в 2015 году. Возможно, пандемия коронавируса сыграет роль мобилизующего фактора, и айтишный пузырь начнет раздуваться более интенсивно.
Россия тоже попадает в зону влияния этого пузыря. 9 июля закончилось общественное обсуждение Проекта профессионального стандарта специалистов по цифровому следу. Любопытно, что сам этот документ был разработан с помощью автоматизированных алгоритмов Цифровой модели компетенций. Предполагается, что основными задачами профессиональной деятельности нового специалиста станут: сбор и обработка цифрового следа в соответствии с моделью деятельности человека (группы людей); анализ данных цифрового следа в соответствии с моделью деятельности человека (группы людей); управление сбором и обработкой цифрового следа.
Неправда ли, очень напоминает функционал американского специалиста по contact tracer. Изюминка российского подхода в том, что искусственный интеллект уже сам готовит себе кадры из представителей вида Homo sapiens для своего же обслуживания.
История с пандемией COVID-19, которая помимо всего прочего вызвала появление столь экзотических профессий, как специалист по цифровому следу и contact tracer, – замечательная иллюстрация законов развития техносферы. Любое значительное (или незначительное на первый взгляд) технологическое усовершенствование неминуемо рождает целый букет проблем, которые решаются посредством новых технологических ухищрений, et cetera. Пример типичной цепной реакции. Принципиальная особенность нынешней ситуации в том, что первоначальный импульс к возникновению и развитию этой цепной реакции был дан не хитроумным инженерным гением, а неким НЕЧТО: то ли вещество, обладающее свойствами существа, то ли существо со свойствами вещества.
комментарии(0)