0
3381
Газета Стиль жизни Интернет-версия

27.07.2020 16:31:00

Наблюдения за наблюдателями. Как не попасть в сети визуального рабства в современном мире

Тэги: общественное сознание, коммуникации, визуальные образы, видеократия, интернет, соцсети, выставки


общественное сознание, коммуникации, визуальные образы, видеократия, интернет, соцсети, выставки Что разглядывают эти персонажи – неважно. Тот случай, когда зритель сам становится произведением искусства. Фото автора

Уже в 30-е годы прошлого века философы и социологи отметили, что мир начал отходить от вербального способа коммуникации к визуальному. Явление это получило название – иконический поворот. Девиз «Не рассказывай – покажи!» можно было бы взять эпиграфом к эпохе, которую современные философы идентифицируют как видеократия (videocracy, от греч. eidos – вид, образ и kratos – власть) – «власть визуальных образов и средств коммуникации над общественным сознанием». «Подделывать реальность проще, чем переделывать, и меньше требуется крови и слез», – так определяет ядерную сущность видеократии американский философ и культуролог Михаил Эпштейн.

Картинки, предъявляемые нам, пользователям, – это фактически не что иное, как средство заставить нас взаимодействовать в рамках кем-то заданных правил. Но все дело как раз в том, что очень редко удается так сконструировать эти правила, чтобы мы, – в общем-то, добропорядочные юзеры, – стали по ним играть. Люди, как мне кажется, на каком-то темном инстинктивном уровне сопротивляются тому, чтобы их переформатировали в «бессубъектное сообщество», то есть в объект социальной инженерии. Они зачастую каким-то непостижимым образом ускользают из игры по предложенным правилам.

Идея шоуизации (термин предложен российским философом Ю.М. Романенко; от англ. to show – показывать; буквальный перевод на русский язык – показуха, показушничество) часто оборачивается своим зеркальным двойником. Вы хотите манипулировать зрением толпы? Пожалуйста, получите! «Толпа» – то есть мы, зрители, – атомизируется, начинается спонтанная ядерная реакция распада. А в терминах социологических – индивидуализация. Вы хотите, чтобы мы смотрели на подобранные вами картинки, – а мы сделаем так, чтобы смотрели на нас, зрителей. Например, так, как это продемонстрировано на приведенных здесь фотографиях. Они сделаны на разных фото- и художественных выставках в Москве, в разные годы. И сейчас я, конечно, не вспомню – что разглядывают персонажи этих снимков. Но вот их образ запомнился – и зафиксирован теперь – сразу и надолго.

Запомнилась также та нарочитая неспешность, с которой персонажи этих фотографий демонстрируют свою особость. И в этой нарочитой медлительности рассматривания (а по существу, демонстрации себя) тоже можно усмотреть одну их стратегий увернуться от навязываемого контента. Как это ни парадоксально! Как раз по аналогичному поводу немецкий теоретик культуры Вальтер Беньямин приводил любопытный исторический пример: «Фланер – праздношатающаяся личность, в этом его протест против разделения труда, обращающего людей в специалистов. Точно так же протестует он и против их деловитости. Году в 1840-м хорошим тоном считалось выгуливать черепах в пассажах. Темп, заданный черепахой, вполне подходил фланеру. Будь его воля, то и прогрессу пришлось бы освоить черепаший шаг. Однако послед­нее слово осталось не за ним, а за Тейлором, провозгласившим лозунг «Долой фланерство».

Тейлор и тейлоризм действительно победили. Причем не только в плане повышения производительности за счет научной организации труда. Процессы потребления культурного, информационного продуктов не менее интригующие, чем освоение очередного обновления операционной системы Windows. Вот несколько примеров.

В конце 2012 года в Париже был установлен рекорд посещения выставки картин. За три месяца экспозицию работ Клода Моне – 170 произведений великого импрессиониста – посмотрели 911,6 тыс. человек. Без малого – миллион! Если принять, что выставка Клода Моне работала по 12 часов в день без выходных, то легко подсчитать, что каждый посетитель задерживался у картин Моне чуть больше четырех секунд.

Примерно тогда же, американский журнал Wired сообщал, что французский художник Лео Кайяр заметил, что в туристическом психозе увидеть все шедевры Лувра посетители разглядывали картину не дольше пяти секунд, а затем переходили к другой. То есть в точности, как смотрят фотографии на экране компьютера или смартфона – замечали? Кстати, на оценку сайта в целом у человека в среднем уходит 20 секунд. Из них 180 миллисекунд тратится на изучение отдельных сегментов сайта и еще 2,6 секунды занимает фокусировка на той части страницы, которая привлекла наибольшее внимание.

Похоже, это тот физиологический минимум, 4–5 секунд, который необходим человеку – по крайней мере современному западному человеку, – чтобы успеть адекватно воспринять окружающий его мир. Или это ему только кажется, что он успевает адекватно воспринимать.

В разговорах о видеократии сегодня чаще всего имеют в виду электронный ее контекст – интернет, телевидение, социальные сети, потоковые мультимедии, доступные теперь и на мобильных устройствах… «Шоуизация, – отмечает Юрий Романенко, – удовлетворение гипертрофированной психологической потребности в зрелищах; осуществление экспансии визуальной культуры, настроенной на пораже­ние воображения обывателя; непрерывное выслеживание и демонстрация в режиме non stop экстраординарных событий (от природных катастроф до захвата заложников террористами). Шоуизация сама является инфор­мационным терроризированием – экстремальным способом реализации возможностей четвертой власти (СМИ)».

Даже текст сегодня становится, по существу, всего лишь картинкой. Недавно американская компания Nielsen Norman Group, специализирующаяся на анализе пользовательских интерфейсов, опубликовала результаты интересного исследования: как люди читают текст в интернете и что изменилось в этом занятии за последние 15 лет. Краткое резюме аналитиков Nielsen Norman Group: «Мы говорим об этом с 1997 года: люди редко читают в интернете – они гораздо чаще сканируют, чем читают слово в слово. Это одна из фундаментальных истин в отношении поиска информации в Сети, не менявшейся в течение 23 лет, которая существенно влияет на то, как мы создаем цифровой контент».

Но, между прочим, возможно, что такая «скорострельность» нашего современного визуального восприятия – это тоже защитная реакция зрителя на иконический поворот. В интернете защитных масок не носят. Так хотя бы минимизировать зрительный контакт… 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Уже в год дети начинают активно интересоваться смартфонами

Уже в год дети начинают активно интересоваться смартфонами

Наталья Савицкая

Физиологи предупреждают, что интернет-зависимость наступает незаметно

0
7196
Россия обещает создать свой мини-аналог Starlink

Россия обещает создать свой мини-аналог Starlink

Михаил Сергеев

Новый бизнес обгоняет старую космическую индустрию

0
2755
Современность развернули в прошлый век

Современность развернули в прошлый век

Дарья Курдюкова

В Третьяковской галерее упраздняют один из самых энергичных отделов, который специализировался на современном искусстве

0
4628
На ВДНХ представили книгу о том, как выставки меняли Москву

На ВДНХ представили книгу о том, как выставки меняли Москву

Галина Грачева

История столичных экспозиций позволяет по-новому взглянуть на развитие мегаполиса в XX веке

0
7180

Другие новости