Гонконгский университет был основан в 1911 году в соответствии с традициями и ценностями британской системы образования. Фото Reuters
В 2019 году мне посчастливилось пройти дистанционное обучение по курсу новостной грамотности в digital-среде в Гонконгском университете. Тогда ни о каком коронавирусе, конечно, никто не слышал и практика онлайн-образования еще недостаточно активно вошла в повседневную жизнь академической тусовки. Хотя многие ведущие университеты давно практикуют дистанционный образовательный подход с целью интеграции своих программ в глобальную образовательную среду. Онлайн-курс был разработан Центром журналистики и медиа Гонконгского университета. И в целом качество лекций, заданий и материалов для подготовки ничуть не уступало очным занятиям в вузе.
Гонконг – один из ключевых научных и образовательных центров в Азии. Более того, гонконгские университеты наравне с американскими, британскими и немецкими – ведущие в мире в области гуманитарного и технического образования. Регион привлекает международных исследователей из стран Западной и Восточной Европы, Северной Америки, Австралии, Южной Азии. Многие ученые из европейских и североамериканских стран работают в местных университетах на постоянных позициях. Там любят и умеют делать международную науку.
Гонконгский университет входит в топ-25 лучших высших учебных заведений мира. Он был основан в 1911 году в соответствии с традициями и ценностями британской системы образования. В университете поддерживаются академическая свобода, плюрализм, всеобъемлющий подход к исследовательской деятельности, свободно разрешено выражать свою точку зрения, политические взгляды. Это важно для понимания ситуации с протестами в регионе. Многие университеты Гонконга также входят в сотню лучших по миру (по версии QS World University Ranking).
Примечательно, что преподаватели, рассказывая о преимуществах новых медиа, отмечали, что во время гонконгских протестов против вмешательства Пекина в выборный процесс Гонконга в 2014 году (знаменитая «Революция зонтиков») студенты Центра журналистики и медиа Гонконгского университета самоорганизовались и воплотили в жизнь идею гражданского репортера, создав собственное онлайн-медиа и группу в Facebook. Там они старались освещать протесты непредвзято. Будущие журналисты сравнили классическую структуру гонконгских изданий (подачу информации), которая выходит на первых полосах, в том числе о митингах, и пришли к выводу, что многие факты и детали профессиональными журналистами опускаются, протесты освещаются необъективно, однобоко. И тогда студенты решили применить знания на практике и отправились создавать собственные репортажи с протестных улиц Гонконга.
Преподаватели поддержали своих студентов, а университет посчитал, что это лучшая практика для будущих профессиональных журналистов. Никаких дисциплинарных взысканий, запугиваний, отрешений или чего-то подобного. И в онлайн-курсе пример самоорганизации студентов подавался как нечто образцовое в эпоху интернета и вообще новых медиа. Мол, так и должны себя вести настоящие журналисты! Какая гражданская позиция! Что-то в этом духе…
То есть сама система образования Гонконга выстроена таким образом, что каждый студент, каждый человек рассматривается в ней как личность и гражданин, имеющий права и свободы, которые закреплены в законе.
Захотят ли студенты из стран Запада ехать в Гонконг после его интеграции с КНР? Фото со страницы Гонконгского университета в Facebook |
В материковых вузах же – своя философия, основанная на традициях и ценностях Востока. Кстати, китайские университеты, как и гонконгские, тоже входят в элитный эшелон международных рейтингов и выглядят ничуть не хуже, а даже лучше (!) – один только Университет Цинхуа, согласно агентству QS World University Ranking, занимает 15-е место в мире. Но им, конечно, тяжелее. Китайский язык хотя и является международным, однако уступает по интересу к нему среди иностранцев тому же английскому, испанскому и французскому. То есть не все потенциальные академические туристы готовы выучить китайский ради того, чтобы оказаться в одном из самых престижных вузов мира, пускай и восточном (а ведь еще и платить меньше, чем, скажем, в США или Британии). Другой фактор – сильное влияние Коммунистической партии на саму систему образования. Стране нужны кадры такого же коммунистического типа, который олицетворяет власть. Именно поэтому гуманитарные дисциплины очень сильно подвержены влиянию социалистических идей.
Впрочем, международное сотрудничество материковых вузов КНР весьма мощное и сейчас развивается очень активно. Многие студенты едут по программам академических обменов в США, Европейский союз, Россию, другие страны. Преподаватели из ведущих университетов Китая также обмениваются опытом с зарубежными коллегами. И система развивается в контексте глобализации.
Но Гонконг в этом смысле другой. Более западный, что ли...
И вот тут любопытно, каким образом будет происходить трансформация образовательной системы специального административного района. Скажется ли потеря автономии и дальнейшая интеграция Гонконга на академическую атмосферу региона? Повлияет ли интеграция с КНР на качество образования? Какую репутацию будут иметь гонконгские вузы в мире? Захотят ли туда ехать западные студенты? Ведь многие выбирают именно Гонконг из-за идеологических соображений… А если он станет таким же коммунистическим? Пока это открытые вопросы, и тем не менее важно иметь на них ответы. Наверняка в Пекине задумывались над этим аспектом. Все же академический туризм крайне важен для продвижения репутации своей страны за рубежом (эффект «мягкой силы» в дипломатии). А когда у твоей страны есть возможность играть на два фронта: демократический (в случае Гонконга и Макао) и социалистический (в случае материка) – это прекрасный внешнеполитический инструмент. Не стоит его терять. Во всяком случае, пока действует программа «Одна страна, две системы».
Размышления особенно актуальны на фоне ухудшающихся отношений между США и КНР из-за ситуации в Гонконге. Похоже, между Вашингтоном и Пекином назревает новая холодная война… И студентов это тоже затронет.
комментарии(0)