Велосипед-«паук». Коллекция Политехнического музея в Москве. Фрагмент плаката, 1989 |
За время действия режима изоляции в России, март–май, выросли продажи губной помады. В интернет-магазине Ozon в марте-апреле продажи губной помады выросли на 47% год к году, блеска для губ – на 185%. Но нас будет интересовать другой «гаджет» – велосипед.
По данным портала Avito, спрос на велосипеды в апреле и первой половине мая 2020 года вырос на 36% по всей России по сравнению с тем же периодом в 2019 году. Рекордсменом стал Красноярск: там спрос на двухколесную машину увеличился в два раза. Комментаторы в Telegram-каналах недоумевают: «Спрос на велосипеды традиционно растет перед началом лета, однако в этом году аналитики отмечают особенный ажиотаж». И тут же предлагают свое объяснение: «Велосипед создает образ будущего, в котором проявлена компенсация нынешнего положения: картина скорости, мобильности, свободы передвижения. Однако стимулы к росту его продаж могут быть и вполне ситуативными. Значительная часть населения (в Москве – до 20%) уехала за город, где переживает карантин и где запрос на велосипед очевиден. Кроме того, изоляция привела к взрывному росту количества курьеров, которые также пересели на велосипеды».
Кстати, по какому-то затейливому стечению обстоятельств официальное окончание режима изоляции почти день в день совпало со Всемирным днем велосипеда – 3 июня. World Bicycle Day был учрежден – опять же кстати – совсем недавно, в 2018 году на Генеральной Ассамблее ООН.
Действительно, вдруг вспыхнувшая веломания – это ведь не сугубо российское изобретение. В США в марте этого года продажи прогулочных велосипедов подскочили более чем в два раза – на 121%. Американцы любят статистику и поэтому скрупулезно подсчитали: продажи электровелосипедов выросли на 85%; пригородных и спортивных – на 66%; детских – на 59%. Соответственно услуги по сервису и ремонту оказались более востребованными – на 20% (данные The NPD Group, Trek, Engine Insights).
Издание Financial Times в середине июля сообщало, что производители велосипедов на западных рынках и в Азии не могут удовлетворить растущий спрос покупателей, отдающих предпочтение этому виду транспорта в период пандемии коронавируса. Многие магазины по всему миру распродают велосипеды сразу же, как только к ним поступает новая партия.
Онлайн-продажи велосипедов во Франции подскочили на 350% в апреле на фоне распространения коронавируса в Европе, согласно данным исследовательской компании Foxintelligence.
И это касается не только бюджетных машин. Лондонский производитель складных велосипедов Brompton, которые могут обойтись покупателям более чем в 1 тыс. фунтов стерлингов, также отмечает резкий рост спроса.
Спрос на велосипеды обусловлен тем, что многие люди стремятся избежать езды в общественном транспорте из-за возросшего риска заражения коронавирусом, тогда как сотрудники компаний, отправленные в неоплачиваемый отпуск, ищут способ провести досуг, пишет FT.
Какая социальная теория могла предсказать такое? Правильно, никакая… Не нашлось такого Ньютона от социологии. Между тем история развития велосипеда насчитывает уже более двух веков. Я отмечу только, что велосипед современного вида, со свободным ходом, когда не нужно постоянно крутить педали, чтобы двигаться и не упасть, был изобретен в 1898 году. Казалось бы, чего проще – крути педали! Но это, так сказать, бытовое объяснение. А вот какую формулу устойчивой езды на двухколесном велосипеде предлагает Виктор Пекелис. «Математик – начинающему велосипедисту: «Следите за тем, чтобы кривизна пути велосипеда была пропорциональна отношению нарушения равновесия к квадратному корню скорости, и все будет в порядке».
А шинами (пневматиками) велосипед обзавелся в 1893 году. Советский историк И.А. Ростовцов отмечал, что «периферия» велосипеда в конце XIX века включала не только насос для периодической подкачки пневматических шин, но и… хлыст – «для расправы с сельскими собаками». И вместе с тем велосипедная публика была неприхотлива: в 1899 году не более 5% заказчиков педальных машин требовали пневматики на колесах.
Современный велосипед – идеальное приспособление для удовлетворения тоски городского жителя «по природному». Фото Элины Шульгиной |
Велосипед – как и очки, записная книжка, отвертка, флешка, слуховой аппарат, автомобиль, телефон, часы, интернет, одежда, обувь, – расширение телесности человека. Жажда «простых впечатлений», как уверяют некоторые философы, «зашита» в человеке. «Первобытная тоска по природному». Велосипед, кажется, идеальное устройство удовлетворения этой тоски.
Вот и автор одного из первых в СССР пособий «Современный велосипед. Устройство, уход, управление» (2-е изд., испр. и доп. – М.: Гострансиздат, 1931) В. Динзе справедливо отмечал: «Теперь нам уже понятно, в чем главная притягательная сила велосипеда: она заключается, думается нам, в особом чувстве свободы, в том захватывающем убеждении, что ты можешь в любое время дня и ночи быстро перемещаться в любом угодном тебе направлении. Какая другая машина может сравниться с велосипедом по легкости, с которой он пользуется всякой дорогой?»
Никакая! Возможно, велосипед с мотором. Ну или предельный эволюционный вариант этого средства передвижения – мотоцикл. Кстати, популярность мотоциклов в России выросла на 34% за последние пять лет. Мало того, даже вопреки пандемии и мартовскому скачку курса доллара по отношению к рублю, интерес к покупке мотоциклов в первом полугодии 2020 года относительно 2019-го вырос на 22,5% (данные Всероссийского автомобильного портала «Дром»).
Заметим все же, что конечные точки эволюции не предполагают каких-то радикальных полезных мутаций, выводящих на следующую эволюционную ступень. На то они и конечные. А вот велосипед продолжают изобретать до сих пор!
комментарии(0)