0
6284
Газета Стиль жизни Интернет-версия

26.07.2021 17:47:00

Дети своего времени. Как у унтер-офицера из личной охраны Александра III сын комсомольцем стал

Андрей Юрков

Об авторе: Андрей Львович Юрков – прозаик, эссеист, ученый-химик.

Тэги: семейная легенда, леонтий поляков, император, александр третий, александр поляков, советская власть


157-8-1480.jpg
Священник Иван Евгеньевич Светлов уехал
в добровольную ссылку на Кольский
полуостров.
Семейная легенда утверждает, что мой прадед по материнской линии, унтер-офицер, георгиевский кавалер Леонтий Александрович Поляков был в личной охране императора Александра III (и в батальоне церемониального сопровождения императора). А вот его сын Александр Леонтьевич Поляков принял советскую власть и был первым комсомольцем Вологодской области.

Ну, по порядку.

Был в Вологодской губернии, в селе Мегра, что на берегу Белого озера, род крестьян Поляковых. Озеро считалось «государевым», то есть вокруг него не было частных владений, и люди, населявшие берега, тоже были «государевыми», то есть относительно свободными, но подлежали призыву на военную службу. Поляковы были высокие, светловолосые, худощавые и служили в армии хорошо. Семейная традиция утверждает, что они были забияками и хорошо умели драться.

Да, похоже на то, что драться они умели. Прапрадед унтер-офицер Александр Леонтьевич Поляков в 1877 году был награжден Георгиевским крестом за военные действия против турок на Шипке. И вернулся в Мегру. Будто бы Георгиевский крест вручал сам император Александр II. Когда император проходил мимо шеренги отличившихся в боях солдат, он подошел к прапрапрадеду и дал ему золотой рубль со словами: «Пусть твои дети будут такими же красавцами, как и ты. Выпей за мое здоровье и дай бог тебе удачи!»

Но георгиевским кавалером был и его сын, тоже унтер-офицер, прадед Леонтий Александрович Поляков. Тот самый из личной охраны Александра III. Неясно, участвовал ли унтер-офицер Леонтий Александрович Поляков в серьезных боевых действиях. Может быть, заработал в бою крест Св. Георгия и был переведен в Кронштадт в батальон церемониального сопровождения Александра III.

Но семейные легенды говорят, будто бы, когда государь с семьей сходил с яхты, одна из дочерей государя упала с мостков в воду, а вот тут унтер-офицер Леонтий Поляков государеву дочь из воды выловил и спас. Уж когда у Леонтия Полякова появился Георгиевский крест, бог весть. А может быть, женщины – матери и жены георгиевских кавалеров – кое-что придумали.

А сын Леонтия и Марфы Поляковых Александр Леонтьевич настолько принял советскую власть, что первым (или одним из первых) из всей Вологодской области вступил в комсомол. И другие их дети приняли советскую власть.

157-8-2480.jpg
Дочь священника Варвара Ивановна
Светлова говорила: «Если Бог такое
допустил – значит, его нет».
В 1925 году Александр Леонтьевич Поляков, первый комсомолец Вологодской области, взял в жены поповну, дочь священника Варвару Ивановну Светлову. Правда, вроде бы Варя Светлова схитрила. В 1924 году отец с матерью (священник Евгений Иванович Светлов и его жена Анна), чтобы отвести беды от детей, уехали из села Троицкого (что на другом берегу Белого озера, где служил священник Светлов) на Кольский полуостров в Кандалакшу в добровольную ссылку (в таком случае советская власть уже больше священнослужителей не ссылала), а сама Варя устроилась на работу секретарем в конторе леспромхоза в Мегре. Про отца и мать она говорила, что они далеко. Про родственников говорила, что они простые хорошие люди (все родственники священника Светлова постарались из Троицкого уехать).

Уже в конце 20-х годов про то, что Варвара Ивановна – дочь священника, старались не говорить, а в 30-е и до конца жизни тщательно скрывали. Уж какие тут родословные!

К чему я это? А к тому, что весь род Поляковых принял советскую власть. А почти весь род Светловых советская власть погубила.

Так вот, Гаврила Светлов, Иванов «природою диакона сын», согласно церковным спискам, в 1789 году был пономарем церкви Иисуса Христа в Ломне Белозерского уезда. А родился он в 1763 году. Когда родился его отец Иван Светлов, который был диаконом, неизвестно. Лет 25–30 можно отнимать от 1763 года.

У Гаврилы Ивановича Светлова было четверо детей, один из них, Иван Гаврилович, стал священником. У священника Ивана Гавриловича Светлова было пятеро детей, его сын Евгений Иванович Светлов был священником Георгиевской церкви в Ломне, а потом его перевели в Белозерск, и он служил в Ильинской церкви и церкви Всемилостливого Спаса. У Евгения Ивановича Светлова было трое детей, Иван Евгеньевич Светлов стал священником. В 1917 году он служил в Вознесенско-кемосельской церкви в Троицком (Киснема).

То есть был в Вологодской губернии достаточно древний род священников Светловых. Одного сына отдавали служить Богу. Служили в районе Белозерска, в Ломне, в Киснеме и в самом Белозерске.

Сказать, что советская власть совсем жестоко поступила с этим родом – не скажешь. Все-таки никого не расстреляли. Священнику Ивану Евгеньевичу Светлову и его жене Анне Николаевне даже разрешили после отбытия добровольной ссылки на Кольском полуострове вернуться умирать в Белозерск. Прожили они после возвращения в Белозерск совсем недолго и почти одновременно в 1932 году умерли. И были похоронены в Белозерске на кладбище у церкви Спаса-на-Горе.

У Ивана Евгеньевича и Анны Николаевны было четверо детей. Расстрелять никого не расстреляли, но все они были лишенцы. И дети были только у одной их дочери Варвары Ивановны, моей бабушки Вари.

157-8-3480.jpg
Унтер-офицер Леонтий Александрович
Поляков, согласно семейной легенде, служил
в личной охране Александра III. 
Фото из архива автора
Варвара Ивановна Светлова, единственная из большого и древнего рода, у кого были дети, в Бога не верила. Она говорила: «Если Бог такое допустил – значит, его нет!»

От кого мне отказываться? От рода Светловых или от рода Поляковых?

О да, Александр Леонтьевич Поляков был сыном своего времени. Не случайно он стал первым комсомольцем Вологодской области, он близко принял идею о том, что все надо поделить. Да, он участвовал в раскулачиваниях. Мне ли судить его? Слава богу, он понял, что нужно иметь нормальную работу, и вышел из комитета бедноты.

Сложно судить то время. Но ведь в войну он был назначен командиром партизанского отряда под Вытегрой. Немцы до Вытегры не дошли 60 км, но у деда уже были в лесах заготовлены землянки, продукты питания и оружие для его отряда.

А после войны у деда в Белозерске собирались белозеры-фронтовики и бывали небольшие застолья. На эти застолья приходил и поэт Сергей Орлов, в начале войны вступивший в истребительный батальон народного ополчения Белозерска, ставший потом командиром взвода тяжелых танков. К деду заходил и его брат, мой двоюродный дед Николай Леонтьевич Поляков. Он был, как и Орлов, старший лейтенант запаса, комиссованный после тяжелых ранений и отправленный долечиваться в Белозерск. Заходил другой белозер, поэт и фронтовик Сергей Викулов. Люди общались.

Да, вот так все было, собирались фронтовики, заходили поэты-фронтовики Сергей Викулов и Сергей Орлов. Заходил Николай Леонтьевич Поляков, получивший по пулеметной пуле в каждую ногу, когда поднимал взвод в атаку. Мне ли судить? Хоть и стояли рядом с домом деда церкви Ильи Пророка, Всемилостливого Спаса и Спаса-на-Горе, где служили мои другие деды и прадеды Светловы.

По отцовской линии намешано так же. Да и у всех нас в России или почти у всех примерно то же самое по роду.

К чему я все это? Только к тому, что хотим мы этого или нет, а все мы – вперемешку. Историю не повернуть назад, и не надо пытаться это делать. Жить надо сейчас. Лишь бы дальше вот таких гражданских расколов не было! 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мои несостоявшиеся "Письма Ильфа"

Мои несостоявшиеся "Письма Ильфа"

Игорь Мощицкий

Этот писатель ощущал бы себя лишним человеком при любой власти

0
5635
Грудь в порфире и миллионы людей в бараньих шапках

Грудь в порфире и миллионы людей в бараньих шапках

Юлия Кудрина

Александр III в воспоминаниях современников – от Розанова до Достоевского

0
4310
Великая княгиня Мария Романова вручила Зурабу Церетели знаки кавалера Императорского и Царского Ордена Белого Орла

Великая княгиня Мария Романова вручила Зурабу Церетели знаки кавалера Императорского и Царского Ордена Белого Орла

НГ-Online

0
4489

Другие новости