В природе нередко мужской пол оказывается ограниченно пригодным в биологическом плане (на фото самка богомола поедает своего «супруга» после спаривания). Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
Должен признаться, что я всегда с некоторым недоверием отношусь к разного рода радикальным явлениям, будь то организации, утверждающие себя в качестве последней инстанции или даже мнения, не допускающие иного толкования. В этом плане мое внимание привлекла акция «День экодолга» известной экологической организации WWF России истекшим летом. По мнению организаторов подобной акции, «только ответственное потребление и ответственное производство смогут сократить экологический долг человечества перед планетой». Наверное, с этим можно было бы согласиться, но уже следующий тезис, призывающий нас менять свои бытовые привычки, несколько настораживает.
Вообще тема долга вряд ли кого может вдохновить, тем более утверждение экологов , что каждый что-то должен планете, и главное – пришло время отдавать долг. Весь вопрос в том, кто и как определяет размер долга и что в этих целях предлагается. Ведь можно себе в этом отношении представить и весьма радикальные решения. В этой связи я обратил внимание на такое явление, как экофеминизм.
Потому заслуживают внимания недавние исследования, которые демонстрируют, по сути, опасность пребывания вообще лиц мужского пола для благополучия нашей планеты.
Шведская компания Ecoloop выявила разницу влияния деятельности мужчин и женщин на развитие глобального потепления. Исследователи определили, какие траты представителей двух полов опаснее для планеты. Отчет опубликован в журнале Journal for Industrial Ecology. По данным шведских ученых, мужчины генерируют на 16% больше выбросов в атмосферу, чем женщины. В расчет брали траты людей на товары первой необходимости, выбор тех или иных производителей, транспорта, видов упаковки для продуктов. Также учитывалось отношение к переработке отходов. Аналитики сошлись во мнении, что при примерно одинаковых ежедневных расходах женщины ведут себя более экологично, так как чаще ездят на общественном транспорте, а не на личном авто, едят меньше мяса и стараются бороться с вредными привычками, такими как, например, курение.«Мы считаем важным учитывать разницу между мужчинами и женщинами при разработке политики сохранения климата. Женщины тратят больше денег на украшение дома, здоровье и одежду, а мужчины – на топливо для автомобилей, питание вне дома, алкоголь и табак», – высказалась Анника Карлссон Каньяма из исследовательской компании Ecoloop.Исследователи считают, что гендерные различия в выбросах мало изучены и должны быть признаны мировым сообществом для преодоления климатического кризиса. Траты на еду и отдых являются причиной более половины парниковых газов, которые оставляют в результате своей деятельности мужчины и женщины. Ученые обнаружили, что замена мяса и молочных продуктов растительной пищей, а также переход на поездки железнодорожным транспортом вместо использования самолетов или автомобилей сократит повседневный углеродный след от людей на 40%.
Вот что по проблеме гендера в экологии говорит Ольга Сасункевич, исследовательница Центра гендерных исследований Европейского гуманитарного университета (Вильнюс, Литва), которая изучила лучшие практики внедрения гендерного аспекта в экологический сектор стран Европейского союза.
Отчет об исследовании был подготовлен в рамках проекта «Интеграция гендерного фокуса в секторе регулирования природопользования в Беларуси». Проект реализовывался международным общественным объединением «Гендерные перспективы» при финансовой поддержке Программы малых грантов Глобального экологического фонда в Республике Беларусь. Его материалы были опубликованы в том числе и на сайте genderperspectives.by.
Так, автор исследования считает, что когда говорят о гендере и экологии, то имеют в виду комплекс проблем, связанных с тем, как гендерное неравенство проявляется в сфере охраны и заботы об окружающей среде, насколько экологичными являются те или иные женские и мужские практики. То есть речь вот о чем: поскольку экология – это не просто наука об отношении организма и окружающей среды, но и область знания, которая рассматривает взаимодействие человека и природы и пытается найти способы их наиболее гармоничного сосуществования, то, конечно, здесь так или иначе возникают проблемы гендерного неравенства. Потому что гендерное неравенство проявляется во всех социальных практиках. А экология в широком понимании все же не столько о природе, сколько о том, как должно быть устроено общество, чтобы наносить природе и окружающей среде как можно меньше вреда. И тут исследовательница вводит в практику понятие экофеминизм.
Она утверждает, что забота, которая в большей степени характеризует женское поведение, может распространяться не только на семью или детей, но и на природу. Экофеминизм также исходит из идеи особой связи женщин с природой. Конечно, признается исследовательница, это проблематичное утверждение, потому что оно отсылает нас к старой формуле «Женское как природное, мужское как культурное», где за «природным» закрепляются скорее негативные ассоциации. Но все же в том, что женщины быстрее и охотнее переходят на экологические практики, есть доля правды.
Конечно, понятие экофеминизма возникло не сегодня. Впервые термин «экофеминизм» был использован французской писательницей-феминисткой Франсуа де Бонн в произведении «Le Feminisme ou la Mort» («Феминизм или смерть») в 1974 году. Она писала об опасности контроля женской сексуальности мужчинами, который может привести к перенаселению планеты и резким негативным изменениям в экологии. Франсуа де Бонн призвала женщин встать на сторону планеты и защищать ее.
Уже в 1980-х годах термин стал востребованным в академических кругах. В это время было проведено несколько конференций, посвященных экофеминизму, в их числе «Женщины и жизнь на Земле: экофеминизм в восьмидесятых» в Университете Массачусетса в Амхерсте, «Перспективы экофеминисток: культура, природа, теория» (1987) в Университете Северной Калифорнии. За укреплением термина в академическом мире повысился интерес общественности к темам экологии и защиты окружающей среды. Экофеминизм является совокупностью многих философских течений, феминистских и социальных движений, поэтому очень сложно дать одно обобщенное определение данному термину. Для каждого он свой, для каждого он имеет свое значение.
Практика экофеминизма может заключаться и в обыденных вещах, действиях и исходить от людей, которые не титулируют себя экофеминистками. Переработка мусора, повторное использование товара, выращивание овощей и фруктов в саду – даже все эти действия можно считать практикой экофеминизма, утверждают некоторые.
Ну а как быть с мужчинами? Экофеминизм не дает ответ на этот вопрос. Но вполне можно опасаться появления более радикальных форм этого модного течения. Ведь в природе в этом плане не все однозначно, и тот факт, что самка богомола поедает своего суженого после спаривания, дает пример сверхрадикальных практик экофеминизма.
комментарии(0)