У Каспарова всегда были хорошие отношения с Крамником, несмотря на то, что тот лишил его звания чемпиона мира. Фото Reuters
Грузинская шахматистка Нона Гаприндашвили на днях подала иск в суд США против компании Netflix из-за одного эпизода мини-сериала «Ход королевы». В нем комментатор говорит, что Гаприндашвили никогда не играла с мужчинами-шахматистами, и это оскорбило истицу, которая на самом деле провела десятки подобных поединков. Новость опять привлекла внимание публики к сериалу, который посрамил снобов, свято веривших в то, что массовое кино и интеллект – две вещи несовместные. Через год после выхода фильма оказалось, что, посмотрев его, миллионы людей зарегистрировались на шахматных сайтах, чтобы наслаждаться победами в этой самой азартной игре в мире или, матерясь, крушить мебель от обиднейших «незаслуженных» поражений. Но как выглядит «Ход королевы», если взглянуть на него глазами шахматиста?
Начнем с профессиональных моментов. Насколько вообще реалистично, что сильный мужской турнир выигрывает женщина? Самой одаренной шахматистке в истории, Юдит Полгар, по стилю игры – женской версии Гарри Каспарова, несколько раз это удавалось. Она входила в десятку сильнейших шахматистов-мужчин своей эпохи. Но семи гроссмейстерам-мужчинам она все же уступала. В случае с другими лучшими из женщин их разница с лучшими из мужчин была и остается еще большей. Ни разу не было, чтобы сильнейшим шахматистом планеты оказывалась женщина. Да и сейчас, в эпоху равноправия женщин и их полного доступа ко всем интеллектуальным возможностям человечества, этим даже и не пахнет.
Феминистки объясняют это тем, что девочкам в наше время хоть и не запрещают профессионально заниматься шахматами, но как-то не поощряют. С детства им внушают, что их интересами должны быть наряды и куклы. Иначе, мол, вырастешь неженственной и парни тебя любить не будут.
Мне кажется, что причина гораздо глубже. В среднем мужчины и женщины обладают равным интеллектом. Но у мужчин при этом гораздо больше отклонения от среднего значения. Среди них гораздо больше как идиотов, так и гениев. Думаю, именно этим объясняется доминирование мужчин во многих областях, где нужен логический интеллект, даже в эпоху женского равноправия. При этом в сфере культуры и искусства, где важнее интеллект эмоциональный, успехи женщин вызывают восхищение. Так сразу и не скажешь, кого в наше время больше среди известных писателей, певцов и актеров – мужчин или женщин. Думаю, что примерно одинаково. Киношным преувеличением выглядит и то, как героиня прямо во время серьезной турнирной партии ведет с соперником беседы типа «Я тебя пережму!» – «Ты меня не дожмешь» и т.д. Конечно, такого не бывает. Во время партии могут разве что ничью предложить. В остальном молчат. Даже шах и мат не объявляют: и так понятно.
Некоторые профессионалы называют нереалистичным и то, что девушка добивается выдающихся успехов в шахматах, злоупотребляя алкоголем и транквилизаторами. Что тут можно сказать? Среди пьющих людей было даже два чемпиона мира. Это великие тактики Михаил Таль и Александр Алехин. Последнему, кстати, алкоголь действительно мешал. Именно из-за пьянства он ненадолго уступил звание чемпиона мира нидерландцу Максу Эйве. Но и в фильме показано, что бухло и таблетки снижают шахматные результаты. И супертурнир в Москве героиня выигрывает лишь тогда, когда отказывается от вредных привычек. Так и Алехин спустя всего пару лет собрался и на трезвую голову легко обыграл Эйве в матче-реванше. И через 10 лет так и умер в звании чемпиона мира – единственного непобежденного чемпиона в истории человечества.
Фильм показывает историю успеха, вариацию на тему американской мечты. Кадр из фильма «Ход королевы» |
Это правда, но бывало по-разному. Так, Борис Спасский, проиграв ответственную партию Бобби Фишеру, не злился на него, а аплодировал ему вместе с залом – вполне в духе фильма «Ход королевы». И вообще оставался его другом до смерти последнего, несмотря на все его выходки и чудачества, а главное – несмотря на то, что тот лишил его звания чемпиона мира. У Каспарова тоже всегда были хорошие отношения с Крамником – и тоже несмотря на то, что тот лишил его звания чемпиона мира. У современных супергроссмейстеров, при всей их внутренней конкуренции, тоже нормальные, приятельские отношения друг с другом. Так что шахматы высоких достижений знают примеры как рвачества, так и благородства. В этом плане фильм не кажется мне таким уж неправдоподобным.
А как насчет человеческой составляющей сериала? В целом фильм показывает историю драматичного и непростого успеха, вариацию на тему американской мечты. Мать героини гибнет в автокатастрофе, отец игнорирует девочку, и та попадает в детдом, где ее подсаживают на транквилизаторы. Там она становится несколько депрессивной, замкнутой, колючей – но и целеустремленной, что и позволяет ей добиться успеха. Постепенно она открывает для себя и мир дружбы, и в какой-то мере любви.
Когда-то, кстати, и Магнус Карлсен производил впечатление человека нелюдимого и странноватого. Однажды корреспондент спросил его, страдает ли тот какой-либо формой аутизма. Карлсен отрезал: «Ответ вроде очевиден». «Очевидно да или очевидно нет?» – не понял журналист… Теперь Карлсен – раскованный и свойский парень с хорошими навыками общения. Как говорят в народе: наш кот сперва тоже пылесоса боялся, а потом ничего, втянулся…
Не секрет, что в годы холодной войны шахматы часто становились ареной политической борьбы между Союзом и Западом. Показано это и в фильме. Агенты КГБ следят, чтобы советский чемпион мира не сбежал на Запад, где условия жизни лучше. Госдеп США не хочет дать героине деньги на поездку в Москву, но хочет, чтобы та участвовала в идеологической войне на его стороне. Христианская организация США готова дать Элизабет деньги на поездку в Союз – но только при условии, что она будет обличать советский атеизм и топить за религиозность. Девушка отказывается.
Автор сценария и режиссер занимают благородную позицию: мол, это игры политиков с их амбициями, а простые люди СССР и США не враги друг другу. А если дать им волю, то станут и друзьями. Так, русский мальчик, с которым Бет Хармон играет на турнире в Мексике, восхищается американскими кинотеатрами, где можно смотреть фильмы, не выходя из машины. Американские шахматисты, в свою очередь, в восторге от того, как их советские коллеги сотрудничают друг с другом ради общей победы и каким истинно народным спортом стали в Союзе шахматы. Наконец, простые люди в СССР обожают Элизабет как гениальную шахматистку, и им плевать, что она с «идеологически чуждого» Запада.
комментарии(0)