Продукты обмена веществ побуждают нас засыпать в самое неподходящее время. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
Случилось так, что мне довелось выехать рано утром, еще до восхода солнца, после напряженного предыдущего дня и плохого сна на автомашине из Франфурта-на-Майне в Бонн. Немецкая автострада на этом отрезке довольно прямая и местами восьмиполосная в одну сторону. И главное – довольно однообразная. Глазу зацепиться было не за что. Дорога пролегала через поля, и если сегодня их оживляют ветряки, лет 40 тому назад по обеим сторонам виднелась только скошенные сельскохозяйственные культуры, скатанные в громоздкие цилиндры желтоватого цвета. До Бонна на скорости порядка 140 км/час (в ФРГ нет ограничений в скорости на автобанах) на пятисотом БМВ можно было доехать за пару часов. Дорога в этот ранний час была пустынна, и, несмотря на включенный радиоприемник, через минут 30 меня потянуло в сон. Я и не заметил, как автомашина плавно перешла из крайней левой полосы в крайнюю правую. Тут-то я и очнулся.
Много позднее я случайно натолкнулся на специалиста по так называемому дорожному гипнозу. Специалист службы скорой помощи учебно-исследовательской больницы Биледжика, доктор Мустафа Боз в преддверии девятидневных каникул в Турции по случаю Курбан-байрама в статье предупреждал водителей, собирающихся в длительное путешествие, о дорожном гипнозе – состоянии, при котором мозг погружается в транс, а глаза остаются открытыми. Как отмечает британское агентство ВВС, этот специалист рассказал важные сведения о дорожном гипнозе, который является одной из главных причин дорожно-транспортных происшествий. «Большой проблемой, с которой мы сталкиваемся, особенно во время праздников, являются дорожно-транспортные происшествия, – отметил Боз. – Людям по понятным причинам иногда приходится отправляться в путь ночью, или, например, проведя всю ночь в пути, они могут попасть в аварию с первыми лучами солнца в силу накопившейся усталости. А после такой аварии их путь может лежать в больницу».
«Перед предстоящими девятидневными праздничными каникулами водители совершают поездки продолжительностью в среднем от четырех до девяти часов, – рассказывает эксперт. – Столь длительные поездки с одним водителем вызывают серьезные проблемы. Людям кажется, например, что перед ними вдруг внезапно возникла машина, но на самом деле это не так. Это состояние, которое мы называем дорожным гипнозом. Глаза при этом могут быть открыты, но, к сожалению, человек засыпает в этот момент от усталости, и ему кажется, что перед ним внезапно возник автомобиль, что приводит к нежелательным неблагоприятным последствиям».
Смены фаз бодрствования и отдыха зависят от свойств нейросети мозга. Иллюстрация Depositphotos/PhotoXPress.ru |
Но все эти рассуждения связаны скорее с личными психическими характеристиками водителей. Однако механизм перехода от бодрствования к засыпанию должен быть одинаков для всех человеческих существ. Просто он у разных психотипов по-разному запускается. В этом плане интересна теория токсинов. Некоторые ученые связывают процесс засыпания со стремлением мозга избавиться от токсинов, накопившихся в нем. Однако это характерно для сна после напряженного рабочего дня. А тут механизм удаления токсичных белков вновь начинает работать спустя некоторое время после пробуждения. Возможно, что монотонная работа просто усиливает в разы процесс накопления подобных токсинов.
Но нас интересует практический результат. Уже давно разработаны датчики, определяющие состояние организма и предупреждающие человека о наступлении состояния сна. Они активно и довольно давно применяются, например, на железнодорожном транспорте. Сейчас подобные системы антисна можно легко приобрести на рынке. Но самый лучший способ уберечься от аварий на дороге при таких условиях – остановиться на обочине и просто поспать.
комментарии(0)