Глядя на такое рукотворное антропологическое совершенство, начинаешь думать, что эволюция посрамлена... |
Все эти и несчетное множество других семантических конструкций, в которых так или иначе упоминаются органы зрения, уже на генетическом уровне приручили нас воспринимать человека в фас (фасово, почти фарсово – аллитерация не выглядит случайной). Но человек – это не только фас, но еще и профиль, и три четверти (полуоборот), и... вид сзади, со спины.
Этот последний ракурс, думается мне, сильно недооцененным остается. Недооцененным в смысле идентификации Другого. Да и в смысле самоидентификации тоже. Спина, тыл – та часть тела (лучше сказать – область), которую человек сам у себя непосредственно наблюдать не может (недаром «у вас спина белая!» – каноническая первоапрельская шутка). Как не можем мы правильно слышать собственный голос и удивляемся его звучанию, когда нам прокручивают его в записи. Вид сзади – это в норме всегда вид Чужого.
Павел Флоренский в своей небольшой работе «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях» (1924–1925) отмечал: «Фасовое изображение представляет субъектность человека, которую следует строго отличать от субъективности. Объектность же его, когда он есть средство, а не цель, когда он движим, но не движет, когда он – часть мира, с ним несоизмеримая и им охватываемая, – такой подход к человеку выражается поворотом тыловым. Со спины человек мыслится и воспринимается беззащитным, не имеющим силы отпора и даже не сознающим грозящей опасности. Тогда человек есть только Он, в котором мы забываем о моменте Я; в таком аспекте человек мыслится только как представление чужого сознания, но не сам по себе».
Идеальная иллюстрация к словам русского философа и ученого – последний шедевр Рембрандта «Возвращение блудного сына» (1669). Стандартное описание этого полотна: «На нем изображен финал сюжета из евангельской притчи: младший сын, ушедший некогда из отцовского дома, возвратился, полный раскаяния. Упав на колени перед старым отцом, он уткнулся в его колени, надеясь на прощение. Голова юноши обрита наголо, одежда больше смахивает на рубище нищего, обувь истоптана…» Отец – к нам лицом, сын – со спины. Голова его хоть и повернута в три четверти, но выписана как бы через матовое стекло, размыта.
«Держать спину!» И она с удовольствием держит... |
Но это, что называется, apropos. Мы же с полным правом отметим, что все известное нам об этом рембрандтовском юноше-бродяге «считывается» с его спины, затылка и голой левой ступни с огрубевшей пяткой, выставленной торчащей прямо («в фас»!) в зрителя.
Даже мимолетные бытовые наблюдения заставляют чуть-чуть дольше задержаться на этой точке наблюдения за человеком. Диапазон оценок необычайно разнообразен: от презрительного отношения древних к воинам, раненным в спину (значит – убегал от врага, трус), до откровенно эротического восхищения декольтированными спинами кинозвезд и моделей на красных дорожках и подиумах.
Вид сзади отнюдь не банален. Он как бы достраивает образ человека. Делает его, образ, объемным, стереоскопичным, фрактальным даже. Тут как нельзя более кстати строчки советского песенного хита Александры Пахмутовой и Николая Добронравова (1975):
Оглянись, незнакомый прохожий,
Мне твой взгляд неподкупный знаком.
Может, я это, только моложе.
Не всегда мы себя узнаем.
Московский метросексуал. Фото автора |
Неслучайно и общее – для военнослужащих, спортсменов, балетных – требование в ультимативном порядке: «Держать спину!». Тут можно усмотреть и антропологическую подоплеку. Прежде чем стать Homo sapiens’ами (людьми разумными), нашему виду понадобилось пройти через стадию Homo erectus’сов (людей прямоходящих).
Прямой хребет – а следовательно, и прямохождение (бипедия) – отличительный признак нашего вида. Сапиенсы начали привыкать к этой не вполне естественной для остального животного мира позе как минимум уже 7 млн лет назад. Что подтолкнуло нас к этому – одному Чарлзу Дарвину известно! Мне лично нравится энергетическая гипотеза: передвижение на двух ногах требует меньше затрат калорий, чем на четырех лапах.
Однако доктор биологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Варвара Бахолдина несколько снижает эволюционный пафос: «Таз человека, прекрасно приспособленный к двуногому передвижению, отнюдь не идеален для прохождения головы плода с большим мозгом, и процесс родов у человека – один из самых тяжелых среди всех живых существ. Хотя вены нижних конечностей и снабжены специальными клапанами, облегчающими продвижение крови против силы тяжести, тем не менее с возрастом они с этой задачей уже не справляются. Считается, что многие болезни сердечно-сосудистой системы, и прежде всего гипертония, связаны с прямохождением» (Происхождение человека. Бахолдина В.Ю. М., 2004). Против силы тяжести, что называется, не попрешь…
И все же доверимся поэтическому чувству Иосифа Бродского. Эссе «Посвящается позвоночнику» (1978) он начинает с таких строк: «Сколь бы чудовищным или, наоборот, бездарным день ни оказался, вы вытягиваетесь на постели и – больше вы не обезьяна, не человек, не птица, даже не рыба. Горизонтальность в природе – свойство скорее геологическое, связанное с отложениями: она посвящается позвоночнику и рассчитана на будущее».
Остается добавить, что черепная коробка человека – это всего лишь несколько гипертрофированных шейных позвонков нашего станового хребта.
комментарии(0)