Пишущей женщине в окружении быта и семьи ой как нелегко. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
|
Спросом сейчас пользуется, как авторитетно заявил недавно один из создателей платформы самиздата, «антураж царской России с щепоткой магии». Смахивает на рецепт из кулинарной книги в расчете на целевую писательскую аудиторию: отчаянные домохозяйки. Писательство становится второй (не древнейшей! — новой) после блогерства профессией. Манкость ее обостряется, например, после рождения ребенка — изменение гормонального фона, неукротимое желание отвлечься от рутины материнства и резкое обнищание семьи подталкивают женщину к поиску неординарных решений: заработать на самовыражении. Если новым авторам не удается найти правильную стратегию, рутина побеждает. «Дети, собаки, мужья, работа — и всё, вы сдохли!» – именно в такой комической последовательности (мужья — строго после собак!) услышала я недавно описание суровой реальности вокруг пишущей женщины.
Однако совокупная таинственная страсть к писательству в экономическом выражении дает 2,5 млрд руб. в год на книжном рынке электронного самиздата – за цифру не ручаюсь, услышала ее на онлайн-конференции, посвященной литературе для детей и подростков. (Электронные книги собственно издательств — еще 8 млрд руб.). Надо отдать должное организаторам конференции: им удалось собрать вместе тех, кто пишет и хорошо продается, с теми, кто устраивает свои школы, курсы для начинающих, кто переводит, издает книги и журналы, работает в библиотеках, организует литературные конкурсы, обучает детей… Консолидация этого сообщества досталась нам в готовом виде еще от прежних, социалистических времен, а теперь еще и усилилась по инициативе «снизу» за счет осознания взаимной выгодности и новых технических возможностей общения. Да и книжный рынок – резиновый...
Конференция шла три полных рабочих дня – с предельным энтузиазмом, в доброжелательной и открытой, с возможностью комментирования, атмосфере. «Звезды» рынка без всякого снобизма отвечали на самые наивные вопросы новичков, включая робкое: «Скажите, на каких писательских курсах вы учились?»
Есть ли за всем этим Смотрящий? Конечно, коллективный читательский спрос и ежегодные конкурсы, куда авторы отправляют книги или рукописи. Из самых известных – «Новая детская книга», премии К. Чуковского, С. Михалкова, В. Крапивина. Что ищут организаторы этих премий? Как всегда: новых героев. И новые сюжеты.
Влияют ли результаты конкурсов детской литературы на продажи? Нисколько, как признаются сами организаторы. Но они – движок авторских амбиций, существующий из любви к литературе способ самоорганизации сообщества. И если в литературе для взрослых в премиальном деле уже возник некий скепсис, в частности в связи с тем, что только «Большая книга» увеличивает продажи авторов шорт-листа, аналогичной ей «Большой детской книги» до сих пор нет, хотя идея эта бродит по умам давно и даже в поручения президента каким-то образом угодила.
...Признаться честно, детское литературное творчество, на которое детей натаскивают, как на ЕГЭ, не люблю. Каждый ребенок от двух до пяти, по Чуковскому, талантлив в своем стихийном словотворчестве. Потом его детский талант «растворяется» под напором ежедневного словоговорения и тех общих мест, к которым люди прибегают для экономного и эффективного взаимодействия. Сознательное же обращение к литературному творчеству требует того, что прожито. А впихивать в литературное дитя не прожитое им – занятие пустое, если не вредное.
Образец типичного англоязычного чат- фикшена. Скриншот из чат-фикшена Trevor and the Virgin |
Девиз их весьма демократичен: «Читай и пиши!» Формат ориентирован на особенности восприятия читательской аудитории, неспособной сконцентрироваться на длинном повествовательном тексте. Только диалоги между персонажами в виде переписки – реплики короткие, четкие и ясные. В эту переписку на экране своего смартфона читатель погружается, как в чужую тайну...
Сама история сочиняется по тем же самым законам, которых никакой чат-фикшен отменить не в состоянии: герои, их цели, отношения, конфликт, авторский месседж читателю. При этом было бы странно состоявшимся писателям, задрав штаны, бежать за этим новым жанром. Создатели историй чат-фикшен – сами подростки, молодые люди. И здесь задействован тот богатейший опыт коммуникации через sms, который у каждого из авторов накоплен.
Платформы берут на себя обучение авторов, публикуя дельные советы начинающим: писать ли им по 30 или по 60 минут в день, выкладывать ли им новую главу по пятницам или по средам, как строить сюжет, как выбирать персонажей, сопровождающих главного героя в истории.
Запрос читателей: ужасы, триллеры и отношения... Читательский вопль в группе фанатов в социальной сети: «Когда допишут «Порочных старшеклассников»?»
И полный достоинства ответ уважаемой редакции: «Новые главы появятся на следующей неделе!»
Создатели платформ утверждают, что их цель – популяризовать чтение среди подростков за счет чат-историй. Ожидается, что скоро будут востребованы интерактивные форматы с возможностью для читателя выбрать то или иное развитие сюжетных линий. А это, как ни говори, «школа жизни» – возможность сделать свой ход на тренажере и оценить последствия.
Пока писательская жизнь на этих платформах – безгонорарная, но есть редактура от профессионалов. Читатели и писатели чат-фикшен, по словам создателей платформ, – девушки. Что ж, посмотрим, как этот жанр новой девичьей литературы будет развиваться.
Так что не надо говорить, что «не читают».
Котел кипит...
комментарии(0)