Площадь дю Каруззель была почти пуста: вокруг стеклянной пирамиды не было привычного хвоста из туристов, желающих увидеть «Мону Лизу».
Во Франции я бывала много раз, а в ее столице оказалась впервые. Естественно, в один из дней я запланировала поход в Лувр. Так как обычно на вход стоит огромная очередь, я решила, что если приеду прямо к открытию, то есть шанс проскочить быстрее. И вот в день Х приезжаю я на площадь дю Каруззель и вижу – площадь почти пуста и вокруг стеклянной пирамиды нет привычного хвоста из туристов, желающих увидеть «Мону Лизу».
Ну, я как бы с таким расчетом и ехала прямо к открытию, но я не настолько наивна, чтобы полагать, что одна такая умная. Представляя себе идеалистическую картинку свободного входа, я понимала, что в реальности такого не может быть. Тут явно что-то не так!
Подошла ближе – двери открыты. Вхожу. Спускаюсь по эскалатору в вестибюль. Ни одного человека не встретилось на моем пути. Чудеса, думаю! Может в Диснейленде день открытых дверей, поэтому все туристы забили на Лувр и я буду ходить по нему одна?
Сложно это себе представить – такая же утопия, как остаться наедине с пирамидами в долине Гиза. Кто там был, знает, что стоит тебе найти свободный от туристов квадратный метр и на секунду застыть в созерцании вечности, как вокруг тебя начинают водить хоровод три погонщика на верблюдах и четыре продавца сувениров. Первые мечтают тебя прокатить, вторые – продать тебе все магниты и папирусы, которые есть в Египте. Все вместе это называется ритуальный танец поклонения богу туризма. А ты стоишь в центре этой вакханалии и чувствуешь себя древним идолом. И над всем этим безумием возвышается сфинкс, в глазах которого застыла мольба: «Закопайте меня обратно!»
…Я подошла к кассам Лувра и попросила билет. Кассир что-то ответил мне по-французски, отрицательно мотнув головой. Что он сказал, я не поняла, но очевидно было одно – билет он мне не продаст. Я растерянно оглянулась по сторонам. В кассовом зале не было больше ни одного посетителя. Только кассиры мумиями застыли в своих стеклянных саркофагах. Я еще раз обратилась к кассиру.
– Why? – спросила я его.
Он только помотал головой и показал руками крест.
Проблема языкового барьера была налицо. Я вышла обратно в вестибюль. Не, ну как так-то! Впервые в Париже, впервые добраться до Лувра и не попасть в него? Ну, такого просто не может быть!
Я стояла посреди огромного холла, стеклянная верхушка пирамиды возвышалась над моей головой. От огорчения я готова была заплакать. Еще раз окинув взглядом зал, увидела стойку информации, за которой работали две девушки. Я направилась туда. На корявом английском, который от волнения и огорчения стал еще хуже, я рассказала им о своей проблеме. И тут случилось чудо! Даже два! Сначала исчез языковой барьер. Оказалось, что одна из них учится в местном институте славянской культуры и неплохо говорит по-русски. Она мне объяснила, что музей работает, но у кассиров сегодня забастовка – они вроде как присутствуют, но работу свою не выполняют. Поэтому сегодня могут пройти только те посетители, у которых билет был куплен заранее. Приехали! Я слышала о том, что во Франции все время кто-то бастует, но не сталкивалась с этим в реальности.
– Что же мне делать? У меня есть только один день, понимаете? – Моя мечта рушилась о непостижимость французского образа жизни.
Девушка подумала и сказала:
– Подождите, сейчас я посмотрю, если в группах, которые купили билеты онлайн, есть свободное место, может, у меня получится включить вас туда.
Она полезла на сайт. Я сверлила глазами компьютер, надеясь, что под силой моего взгляда система сгенерирует нужный мне ответ. И тут случилось еще одно чудо!
– Есть одно место, но группа будет заходить только через сорок минут. Вам подходит?
– Да! – Я чуть не подпрыгнула на месте.
– Только вам придется зарегистрироваться на сайте Лувра и купить билет через личный кабинет. Я вам продиктую пароль, потому что продажа в эту группу уже закрыта, – продолжила она.
Я вдоволь нагулялась по полупустым залам с Гойей, Тицианом, Рембрандтом, Эль Греко. Фото Pexels |
Я гуляла по залам часов шесть. И у меня даже было основание поблагодарить бастующих кассиров. Я бродила по почти пустым залам. За единственным исключением – зал с «Моной Лизой». Там было битком! Такое ощущение, что все посетители идут прямиком туда и потом сразу на выход. Когда я сама прошла сквозь толщу людей и оказалась перед леонардовским шедевром, что я увидела? На расстоянии метров трех, за ограждением и толстенным, пуленепробиваемым стеклом висит ОНА. Картина, ради которой сюда ежедневно приходят тысячи людей. Но, по сути, они ее не видят! Потому что расстояние, стекло и давящая сзади толпа вообще не дают возможности насладиться общением с шедевром. И разве в таких условиях можно рассмотреть знаменитое леонардовское сфумато?
Самое удивительное, что по пути в зал Джоконды вы проходите мимо еще как минимум двух полотен Леонардо, а рядом там еще и Рафаэль висит, и их можно рассматривать нос к носу часами, но мимо всех этих сокровищ люди проходят, даже не задерживаясь. Чуднó конечно. Я вдоволь нагулялась по полупустым залам с Гойей, Тицианом, Рембрандтом, Эль Греко. Гуляла без системы и плана. Моя мечта осуществилась с лихвой!
Присев отдохнуть, я закрыла глаза. Вдруг память выхватила одну ситуацию, которая произошла еще в Москве. Несколько лет назад в Пушкинском музее была выставка, которая, кажется, называлась «Шедевры мировой живописи». Главными картинами были «Черный квадрат» Малевича и «Герцогиня Альба» Гойи. Отстояв двухчасовую очередь на морозе, я оказалась в галерее. Экспозиция была составлена так, что «Герцогиня» и Малевич висели в диаметрально противоположных залах, ровно напротив друг друга. Я пробралась сквозь толпу поближе к «Квадрату». Его окружила плотная толпа. Зрители вполголоса обсуждали картину. Высказывались разные предположения, что же именно изобразил Малевич. Кто-то говорил, что видит конец света, кто-то узрел бездну, а кто-то предполагал, что там всего лишь очень темные люди на очень темном фоне дерутся. Были и другие версии.
Я пошла к «Герцогине Альба». Зал с шедевром Гойи был пуст. Герцогиня висела на стене великолепная и неприступная. Ее насмешливый и слегка надменный взгляд скользил куда-то поверх моей головы. Интересно, куда она смотрит? Я обернулась. Через галерею с колоннадой, в зале напротив висел «Черный квадрат». Вокруг плотным кольцом спин нависли посетители. Ищут смыслы. Я снова взглянула на «Герцогиню». Мне показалось, или ее высочество усмехнулась?
И тут я открыла глаза. Неужели я задремала? Вот это да! Думаю, мало у кого была такая возможность – заснуть в пустом зале Лувра! Даже не знаю, кого мне за это поблагодарить, бастующих кассиров или популярность «Моны Лизы»?
комментарии(0)