Леонардо ди Каприо; у многих мировых знаменитостей обнаруживаются русские корни. Фото Reuters
Человек – существо бродячее, беспокойное, кочевое. И это не глядя на свой сегодняшний статус «гражданина» и утверждение историков, что все мы давно перешли к оседлому образу жизни.
Есть, разумеется, индивиды, которые всю жизнь повторяют слова немудреной песенки: «Не нужен мне берег турецкий, и Африка мне не нужна!..» Но большинство из нас птицы перелетные. Кто в зависимости от сезона и расписания отпусков, а кто – все 12 месяцев году, а то и всю жизнь. И летим мы перелетными птицами искать кто ушедшее лето, кто не совсем забытую юность, а кто спокойную старость. У кого, одним словом, где свербит…
Некоторые сполна используют для таких «полетов» обстоятельства своей профессии. Есть же такие бродячие судьбы: у геологов, географов, моряков, в крайнем случае – у проводников поездов дальнего следования. Для артистов есть гастроли, а для писателей – воображение, позволяющее писать о тех краях, где никогда не был. Я в свое время как профессиональный геолог объездил (облетел, прошагал на своих двоих) чуть ли не весь Союз, повидал всякое, но неизменно возвращался по окончании полевого сезона в родные края. Так чаще всего и бывает.
И еще есть люди, а когда-то – целые народы, которым одного края света мало, их непременно тянет на другой край. В наше время миграция целых этносов вроде бы не в моде. Эпоха великого переселения народов давно закончилась. Да и границы крепко держат обитателей разных стран в своих объятиях. Хотя форс-мажорные обстоятельства или зов предков и здесь порой вызывают массовое бегство из отчего дома, с родины…
Для отдельных индивидов всё вроде бы проще. Они могут следовать только своим желаниям, ну и «обстоятельствам» тоже. Так было всегда. Жизнь простых смертных отследить труднее, а вот со знаменитостями проще. Сколько талантливых писателей, художников, музыкантов жить предпочитали за границей (а умереть мечтали на родине)? Не у всех это получалось, но это «хотения» не отменяет.
Для алии (возвращение репатриантов на историческую родину Израиль) великое переселение народов еще не закончилось. Фото Reuters |
Впрочем, этот смешивающий всё и вся «поток кровей» течет вовсе не в одну сторону. Мало в ком из известных людей российского прошлого не текла хоть капелька нездешней крови: французской, немецкой, итальянской, турецкой, шотландской, еврейской, а уж тем паче – татарской! Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Карамзин, Фет, Блок (это только литераторы, а были еще ученые, художники, военные и пр.)…
В советские времена переезд в другую страну (даже разрешенный, а тем паче сделанный явочным порядком) приравнивался практически к измене родины. И даже карался соответствующим образом. После того как железный занавес сорвали, с этим никаких проблем вроде бы нет. Кроме подготовки к условиям жизни на новом месте, приобретению нужной в тех местах профессии и разных «мелочей» вроде знания языка и определенной суммы для обзаведения всем на первое время необходимым. Это естественно. И большинство разочарований от переездов в другую страну – от несоблюдения одного из этих условий. А что же вы хотели? Как писал когда-то Ганс Христиан Андерсен, «в Китае все жители китайцы». В каждой стране живут свои «китайцы», со своим языком, своим укладом жизни, со своими законами и тараканами в голове. Одним словом, хочешь преуспеть – становись «китайцем»! Это ведь не для одного условного Китая справедливо, не так ли?
Так уж сложилось в жизни, что у меня есть родственники, бывшие когда-то соотечественниками, живущие нынче в Америке, Германии, Израиле, не говоря уже о ставших не так давно заграницей Украине, Литве, Латвии. С относительно недавних пор есть они и в Австралии. А по перечню стран, где живут друзья и знакомые, можно изучать географию. У каждого из них была своя причина переменить страну. Не родину, где ты родился (ее не переменишь), а то место, где ты «пригодился» (попробуем переиначить известную пословицу!).
Есть «бродячие» профессии, чьи представители – геологи, географы, проводники... Фото РИА Новости |
В одном из моих поэтических сборников есть стихотворение, несколько строк из которого рискну процитировать: «В судьбах всё справедливо,/ у каждого предки как предки:/ кочевали по свету,/ сбивая все гены в коктейль…/ Сколько стран мы прошли?/ Наши знания скудны и редки,/ память крови темнит,/ превращая вчерашнее в цель…/ По просторам России,/ по гладкости их автобанов/ кружат-вертят колеса/ пока не прочитанных лет…/ Время сеет по миру/ колена российских адамов/ в вечных поисках рая,/ которого, может быть, нет…»
Живут себе не тужат в Австралии потомки путешественника Миклухо-Маклая, работают на просторах Северной Америки потомки знаменитого Сикорского и великого Рахманинова, в университетах и клиниках Старого и Нового Света трудятся потомки бежавших из России русских аристократов, сверкают звездочками в голивудских лентах внуки и правнуки жителей российской черты оседлости…
Практически в каждой стране мира есть «русская» диаспора, большая или маленькая, в которой старшее поколение никак не может перерезать пуповину, соединяющую их с родиной. Поколение детей старательно говорит дома с родителями по-русски, а поколение внуков и правнуков хранит обломки потерянных в скитаниях архивов и, заскочив на недельку на родину предков, беседует о жизни с аборигенами, удивляя их знанием давно забытых в России слов и заметным иностранным акцентом…
Процесс формирования и рождения мирового человечества совсем не окончен. Какой еще крови в жилах не хватает нам для создания общей Земли?
комментарии(0)